Максимизация прибыли
Прибыль как основной мотив предпринимательской деятельности побуждает предприятие искать способы максимизации прибыли. Существуют два основных способа максимизации прибыли. Первый способствует получению большей массы прибыли, второй - увеличению темпов прироста прибыли. В основе первого способа лежит принцип сопоставления предельных издержек предельными доходами, в основе второго способа - учет влияния постоянных и переменных издержек на темпы прироста прибыли. Чтобы понять первый способ максимизации прибыли, необходимо знать категорию предельного дохода. Предельный доход - М R - это дополнительный доход от продажи одной дополнительной единицы продукции. Он определяется как разность между объемом в данный период и объемом продаж в предыдущий период если за этот период объем продаж увеличился на единицу продукта: М
1 R = Т Rn - Т Rn-1[12].
В условиях классического рынка, при совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара, т. е.
2 М R = Р.
В условиях несовершенной конкуренции предельный доход меньше цены, так как, чтобы продать дополнительную единицу продукции несовершенный конкурент вынужден снижать цену.
При первом способе максимальную прибыль предприятие получает при достижении равенства предельного дохода и предельных издержек, т. е. при условии
3 М R = МС.
Это равенство одновременно свидетельствует об экономическом равновесии предприятия на рынке. Чтобы понять процессы максимизации массы прибыли, обратим внимание на следующие факторы, которые предопределяют поведение предприятия на рынке. Каждая дополнительная единица товара, поставленная той или иной фирмой ни рынок, одновременно добавляет некую величину к валовому доходу (эта величина и есть М R - предельный доход) и некую величину к валовым издержкам (эта величина есть МС - предельные издержки). Следовательно, поведение предприятия определяется сопоставлением величин М R и МС. При этом предприятие на рынке ожидают три классические ситуации:
1) предельный доход выше предельных издержек (М R < МС), предприятие расширяет свое производство, увеличивая объем продав на данном рынке;
2) предельный доход равен предельным издержкам (М R= МС), прибыль максимальна, выпуск продукции становится стабильным;
3) предельный доход меньше предельных издержек (М R < МС), производство становится невыгодным, его надо сворачивать или модернизировать на новой научно-технической основе[13].
Из этого следует, что в условиях когда предельные доходы равны предельным издержкам, предприятию нет надобности увеличивать производство, одновременно есть экономический смысл стабилизировать объем продаж, а данный объем производства сделать величиной оптимальной. Отсюда в экономическую науку и вошло понятие «равновесие предприятия на рынке».
В условиях классического рынка, когда предельный доход равен цене товара (М R = Р), прирост валовой выручки на единицу продукции означает прирост этой выручки (М R) на цену одного дополнительного товара. На данном рынке равновесие предприятия означает верность принципу: М R = МС, или МС = М R . Но и в условиях рынка несовершенной конкуренции, когда цена выше предельного дохода (Р > М R ), предприятия придерживаются этого же принципа, т. е. стабилизируют объем продаж, если МС = М R. Это объясняется тем, что несовершенство конкуренции абсолютным характер имеет в исключительных случаях (например, при государственной или при естественной монополии). Боязнь конкуренции как раз и побуждает предприятия придерживаться такого объема продаж, когда МС = М R. Разумеется, если предприятие объективно является абсолютным монополистом, она завышает цены и выбирает такой вариант развития, когда скорость прироста валового дохода выше скорости прироста издержек, т. е. М R > МС.
Второй способ максимизации прибыли основан на сопоставлении объема продаж с валовыми, переменными и постоянными издержками. В литературе этот способ часто называют эффектом производственного рычага. Его суть в том, что любое изменение объема продаж порождает еще большие изменения прибыли. Это позволяет сделать два важнейших вывода, которые предопределяют поведение предприятия в ее погоне за темпами прироста прибыли. Во-первых, всякая предприятие весьма экономно и расчетливо относится к уровню и динамике постоянных, переменных и валовых издержек. Во-вторых, экономия издержек дает повышенный эффект (стремительно ускоряет прирост прибыли) лишь в том случае, когда предприятие неуклонно увеличиваем объем продаж. И напротив, экономия издержек не дает динамичного прироста прибыли, если объем продаж сокращается. В этом и заключается эффект производственного рычага.