Учет основных средств унитарного предприятия
А вот в налоговом учете начислять амортизацию по таким объектам не нужно. Таково требование пп.3 п.2 ст.256 Налогового кодекса РФ. Амортизация, начисленная по купленным на бюджетные деньги объектам, уменьшает бухгалтерскую прибыль, но не включается в налоговые расходы. Поэтому в бухгалтерском учете унитарного предприятия возникают постоянные разницы. Это следует из п.4 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", утвержденного Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н. Бухгалтеру нужно умножить величину постоянной разницы на ставку налога. Полученный результат - постоянное налоговое обязательство, которое предприятие отразит так:
Дебет 99 субсчет "Постоянное налоговое обязательство" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
- отражено постоянное налоговое обязательство.
Имущество приобретено на доходы от коммерческой деятельности
Унитарные предприятия имеют право тратить доходы от своей деятельности на приобретение основных средств. В этом случае бухгалтер сделает в учете такие проводки:
Дебет 08 субсчет "Приобретение объектов основных средств" Кредит 60
- отражена стоимость приобретенного объекта основных средств;
Дебет 19 Кредит 60
- учтен налог на добавленную стоимость по приобретенному основному средству;
Дебет 60 Кредит 51
- перечислены деньги продавцу;
Дебет 01 Кредит 08 субсчет "Приобретение объектов основных средств"
- введено основное средство в эксплуатацию;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- принят НДС к вычету из бюджета.
Министерству имущественных отношений РФ унитарное предприятие должно сообщать о том, какое имущество числится у него на балансе. Для этого организация составляет два документа. Первый - карта учета федерального имущества. В ней указывают группы имеющихся основных средств и их стоимость. Второй документ - подробный перечень объектов недвижимости. Эти бумаги унитарное предприятие ежегодно представляет в региональное отделение министерства.
Выбытие основных средств
Продавать или списывать имущество унитарные предприятия могут только с согласия его собственника. Иначе суд признает действия организации незаконными. Как мы уже говорили, государственным имуществом распоряжается Минимущество России и его региональные отделения. По идее, раз это ведомство передает предприятию основные средства, то оно же и должно решать, можно ли их продать. Однако на деле эта структура уполномочена выдавать разрешение только на продажу недвижимости. Об этом сказано в пп.11 п.6 Постановления Правительства РФ от 3 июня 2002 г. N 377 "Положение о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации". Если же унитарное предприятие захочет продать движимое имущество, то ему надо обратиться за разрешением в свое отраслевое министерство.
Продажа основных средств
Продавая основное средство, унитарное предприятие должно начислить налог на добавленную стоимость. Его сумма зависит от того, как был учтен "входной" НДС при покупке этого объекта. Предположим, организация продает имущество, которое ранее было куплено на доходы от коммерческой деятельности и использовалось при производстве продукции, облагаемой НДС. В этом случае "входной" НДС был принят к вычету. Значит, бухгалтеру нужно рассчитать сумму налога с продажной стоимости основного средства.
Но может случиться, что "входной" НДС при покупке к вычету не принимался, а был учтен в балансовой стоимости основного средства (например, если это основное средство использовалось лишь при производстве продукции, не облагаемой НДС). В этом случае налог рассчитывается с разницы между ценой имущества и его остаточной стоимостью. Такое правило установлено п.3 ст.154 Налогового кодекса РФ.
Выручка от продажи основного средства за вычетом начисленного НДС в налоговом учете включается в доходы от реализации. А на остаточную стоимость проданного имущества увеличиваются расходы предприятия.