Учет основных средств унитарного предприятия
Норма амортизации рассчитывается в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1.
Стоимость основных средств, цена которых составляет не более 10 000 руб., в налоговом учете уменьшает доход предприятия, когда имущество вводят в эксплуатацию. Собственник может не ограничиться формированием уставного фонда унитарного предприятия и передать ему в хозяйственное ведение еще какие-то основные средства. Как отражать такое имущество в бухгалтерском учете, разъясняется в Письме Минфина России от 21 августа 2003 г. N 16-00-22/11. Этот документ рекомендует бухгалтеру сделать такие записи:
Дебет 75 субсчет "Расчеты по выделенному имуществу" Кредит 84
- отражена стоимость имущества, которое получит предприятие сверх уставного фонда;
Дебет 08 субсчет "Приобретение объектов основных средств"
Кредит 75 субсчет "Расчеты по выделенному имуществу"
- оприходовано имущество, поступившее в хозяйственное ведение от собственника;
Дебет 01 Кредит 08 субсчет "Приобретение объектов основных средств"
- введено основное средство в эксплуатацию.
По основным средствам, полученным сверх уставного фонда, бухгалтер также начисляет амортизацию. Но необходимо учесть один нюанс. Чаще всего государство передает унитарным предприятиям неновые объекты. В таких случаях в бухгалтерском учете амортизация начисляется исходя из остаточной стоимости основного средства и срока службы, который установило само предприятие.
С налоговым же учетом дело обстоит несколько иначе. Пункт 12 ст.259 Налогового кодекса РФ гласит, что рассчитывать амортизацию по подержанным основным средствам нужно исходя из оставшегося срока их полезного использования. Соответственно, чтобы его узнать, предприятию нужны данные о том, сколько уже эксплуатировали имущество. Эти сведения унитарному предприятию опять же предоставит собственник имущества, отразив их в акте о приеме-передаче.
Основные средства приобретены на средства целевого финансирования
Отраслевые министерства периодически выделяют ГУПам средства на новое имущество, а предприятия уже сами приобретают на эти деньги нужные объекты. В этом случае бухгалтер должен руководствоваться ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи", утвержденным Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 92н.
В соответствии с поступлением денег производится запись:
Дебет 51 Кредит 86
- получены средства целевого финансирования.
Сумма целевого финансирования не увеличивает налогооблагаемый доход унитарного предприятия (пп.14 п.1 ст.251 Налогового кодекса РФ). Однако это правило действует только в том случае, если предприятие учитывает целевые средства отдельно от других поступлений. В тот момент, когда организация купит основное средство, в бухгалтерском учете средства целевого финансирования нужно включить в доходы будущих периодов. Предприятие должно сделать такую запись:
Дебет 86 Кредит 98 субсчет "Безвозмездные поступления"
- списаны средства целевого финансирования в доходы будущих периодов.
А само приобретенное имущество в учете будет отражено так:
Дебет 08 субсчет "Приобретение объектов основных средств" Кредит 60
- отражена стоимость основного средства;
Дебет 01 Кредит 08 субсчет "Приобретение объектов основных средств"
- введено основное средство в эксплуатацию;
Дебет 60 Кредит 51
- перечислены деньги продавцу.
По основным средствам, приобретенным за счет целевых средств, в бухгалтерском учете надо начислять амортизацию. Так говорит п.8 ПБУ 13/2000. При этом на сумму начисленной амортизации бухгалтер должен сделать записи:
Дебет 20 (25, 26) Кредит 02
- начислена амортизация;
Дебет 98 субсчет "Безвозмездные поступления" Кредит 91 субсчет "Прочие доходы"
- списаны доходы будущих периодов в сумме начисленной амортизации.