Государственные федеральные ценные бумаги
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЙМА
Гарантами муниципальных займов выступают сами эмитенты, за исключением муниципального займа Нижегородской области, где гарантами были администрация города и АО "ГАЗ". Случаев дополнительного обеспечения займов гарантиями нет. Эмитенты гарантируют ценные бумаги либо своим имуществом и бюджетом в целом, либо конкретной статьей доходов бюджета, либо доходами от реализации инвестиционного проекта, либо строящимся жильем, например в Москве. Заем Министерства финансов Республики Саха (Якутия) обеспечен драгоценным металлом - золотом. Известны случаи, когда эмитенты, гарантирующие заем своим бюджетом, не осуществили всех необходимых мероприятий: утверждения у местных депутатов и согласования в вышестоящем финансовом управлении бюджета территории на период действия займа.
ФОРМА ВЫПУСКА ЦЕННЫХ БУМАГ.
Облигации выпускаются в виде именных бумаг и на предъявителя. Последние могут быть с купонным листом, где число купонов соответствует числу выплат по процентам. Зачастую облигации существуют в бездокументарной форме (в виде записей на счетах), иногда их подменяют сертификатами.
СПОСОБ РАЗМЕЩЕНИЯ.
Размещение осуществляется путем публичной (открытой) подписки или частного (закрытого) размещения по предварительной договоренности. Посредники либо выкупают весь заем, либо на условиях комиссии реализуют его. Возможны смешанные варианты. Организуются аукционы по первичному размещению (администрация Пермской области) и открываются пункты продажи облигаций. Ценные бумаги выдаются, при согласии кредитора, в счет бюджетного долга.
ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК.
Ценные бумаги муниципальных органов власти участвуют наравне с акциями предприятий во всех операциях на рынке ценных бумаг. При этом основными вопросами остаются проблемы привлекательности облигаций для инвесторов и грамотности посредника в организации работы на вторичном рынке. Правда, повышенная привлекательность может лишить облигации вторичного обращения
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЗАЙМА.
Помимо уже названных: погашение и отсрочка долгов, привлечение более дешевых, чем банковский кредит, заемных средств, обеспечение социальных программ, погашение задолженностей по заработной плате, создание резервного фонда и даже вложение всей суммы, вырученной от размещения займа, на депозит в банке.
СПОСОБ ВЫПЛАТЫ ДОХОДА И ПОГАШЕНИЯ.
В 1992-1993 гг. на облигации начислялся фиксированный процент. В настоящее время под влиянием инфляционных процессов получили распространение облигации с плавающим доходом (в большинстве случаев зависящие от ставки рефинансирования Центробанка РФ), облигации с нулевым купоном и беспроцентные облигации с номинальной стоимостью, приравненной к рыночной цене единицы жилой площади. Средняя доходность облигаций невелика, однако это компенсируется относительно высокой надежностью, налоговыми и другими льготами, розыгрышами призов, например земельных участков и квартир. Погашение происходит либо единовременно, либо поэтапно.
В настоящее время муниципальные займы являются крайне незначительными по объему, что объясняется следующими причинами: неусточивость налоговой и иной доходной базы, как источника покрытия обязательств по облигационным займам, хроническая дефицитность многих местных бюджетов, финансовое нездоровье регионов; покрытие значительной части местных расходов дотациями из вышестоящих бюджетов (в этих условиях самофинансирование за счет выпуска местных облигационных займов приведет к сокращению бесплатных дотаций "сверху"; высокая инфляция, делающая невозможными долгосрочные инвестиционные проекты, моментально "съедающая" ресурсы, собранные через облигационный займ; нежелание местных властей брать на себя долговые вместо безвозвратных, платные вместо бесплатных обязательства, отсутствие на местах разработанных стратегий оздоровления региональных бюджетов, низкий уровень квалификации персонала эмитента, незнание технологий выпуска и обращения и т.д.