Решение проблем инвестирования в банковском секторе
Пересмотр прежней системы регулирования в соответствии с заявленными приоритетами экономической политики предполагает изменение форм и методов воздействия на банковский сектор, реструктурирование банковской системы с учетом задач реализации инвестиционных функций банков в экономике. Реструктурированная банковская система должна отвечать требованиям высокой надежности, управляемости и инвестиционной направленности, гарантировать необходимый уровень предложения кредитных ресурсов по доступным для производственной сферы процентным ставкам.
Эффективность реструктуризации банковской системы будет зависеть от того, насколько удастся обеспечить развитие взаимосвязей банковского и реального секторов экономики, использовать новые способы и формы участия государства в кредитной поддержке экономики через банковскую систему. Без учета связи с реальным сектором могут быть воспроизведены пороки прежней системы с ее ориентированностью на спекулятивные операции.
Как показывает международная практика, реструктуризация банковской системы является длительным, трудоемким и дорогостоящим процессом. Мировой опыт свидетельствует также о многовариантности путей реформирования банковских систем. Поэтому одним из основных принципов реструктуризации является выбор таких способов ее проведения, которые обеспечили бы минимизацию затрат.
В связи с этим наиболее приемлемым способом реструктуризации банковской системы представляется использование не отдельно взятого варианта из числа рассмотренных, а их определенная комбинация, включающая адресную селективную государственную поддержку и создание условий для деятельности жизнеспособных банков, привлечения внешних инвесторов, расширения капитальной и ресурсной базы.
Поскольку банковская система представлена в основном небольшими банками, масштабное инвестирование реального сектора может быть осуществлено на основе банковских объединений или создания временных альянсов.
Вместе с тем в сложившихся условиях становится весьма актуальной необходимость развития системы специализированных инвестиционных банков, в том числе с государственным участием.
При этом банки с государственным участием, как и кредитные организации других форм собственности, должны работать на рыночных принципах, оценивая риски своей деятельности и отвечая по своим обязательствам.
Серьезные изменения в роли и значимости не только отдельных крупных или мелких, но целых групп банков, происшедшие под воздействием финансового кризиса, ориентируют многие из них на поиск более рациональных форм взаимодействия с отечественной промышленностью, другими сферами деятельности национальной экономики. В связи с этим весьма полезным может оказаться изучение богатого опыта, накопленного в этой области в мировой практике, и возможностей его использования в российской экономике.
Для решения проблем инвестирования на банковском уровне банку необходимо правильно осуществлять свою инвестиционную и кредитную политику. Для успешной разработки инвестиционной и кредитной политики коммерческим банком его сотрудниками должен постоянно проводиться мониторинг макроэкономической ситуации в стране и прогнозирование основных показателей развития инвестиционного рынка. Это наиболее сложный этап работы, требующий привлечения обширной информации.
Оценка показателей инвестиционного рынка включает три стадии:
1) формирование перечня первичных наблюдаемых показателей, отражающих инвестиционный климат и состояние текущей конъюнктуры инвестиционного рынка;
2) анализ текущей конъюнктуры инвестиционного рынка;
3) исследование предстоящих изменений факторов и условий, влияющих на развитие инвестиционного рынка, и разработка прогноза этого развития.
Раскроем более подробно содержание каждой из этих стадий.
Формирование перечня первичных наблюдаемых показателей осуществляется в процессе создания системы мониторинга инвестиционного рынка. Она может быть построена по следующим разделам:
1) основные показатели, определяющие макроэкономическое развитие инвестиционного рынка в целом;
2) основные показатели развития рынка капитальных вложений;
3) основные показатели развития рынка объектов приватизации;