Режим наибольшего благоприятствования - основа правовой системы ВТО
Далее, статья 13, носящая название "Недискриминационные применение количественных ограничений" устанавливает правило, что ни один из членов ВТО не должен применять каких либо запрещений импорта или экспорта каких либо товаров, "если только импорт подобных товаров из всех третьих стран или их экспорт во все-третьи страны не будет запрещен или ограничен" [6, c.29-31].
Необходимо иметь в виду, что хотя первая статья ГАТТ говорит о применении режима наибольшего благоприятствования к товарам /в тексте Соглашения использован термин "продукт" и требует, чтобы "любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленное любой страной-участницей . ГАТТ любому продукту, происходящему из/или предоставленному для любой другой страны, было распространено немедленно и безусловно на аналогичный продукт, происходящий из/или предназначенный для территории других" стран-участниц"/. Вместе с тем, приведенные выше примеры показывают, что действие РНБ значительно шире и распространяется на правила, формальности, граница которых четко в Соглашении не определена. Это послужило источником многих конфликтных ситуаций, которые рассматривались рабочими группами ГАТТ, их решения содержащиеся в публиковавшимся Секретариатом ГАТТ "Аналитическом перечне" , позволяют достаточно четко определить как реально действовал РНБ в течение 47-летней истории ГАТТ.
В ГАТТ содержится ряд изъятий из режима наибольшего благоприятствования. Крупнейшие из которых - это разрешения создавать зоны свободной торговли и таможенные союзы, не распространяя льготы, предоставляемые в рамках этих образований, на неучаствующие страны. Другое важное положение - это разрешение развивающимся странам использовать на постоянной основе, в виде исключения из принципа наибольшего благоприятствования, четыре категории торговых льгот /тарифные преференции по общей системе преференций, тарифные преференции, действующие в отношении между развивающимися странами, более льготные дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений ВТО, специальный режим в отношении наименее развитых стран/. Исключения существуют и по более широким и общим направлениям использования РНБ. Первоначально они были сформулированы в статье XX ГАТТ /Общие исключения/ и в статье XXI /Исключения по соображениям безопасности/.
Затем эти положения в различных формах и формулах нашли применение в других соглашениях и правовых документах ВТО.
В частности, статья XX ГАТТ позволяет странам-членам ВТО отклоняться от принципа недискриминации при принятии мер, цель которых - защита отечественной морали, охрана жизни и здоровья людей, животных и растений, охрана общественного порядка и выполнение законов, охрана национальных сокровищ художественной, исторической или археологической ценностей. Формулировки, содержащиеся в статье XX ГАТТ носят достаточно общий характер и не всегда поддаются достаточно четкой кодификации. Тем не менее эта группа вопросов:, общественный порядок, общественная мораль, здравоохранение нашла достаточно широкое применение в практике стран-членов ГАТТ, а теперь ВТО. В последнее десятилетие в эту группу исключений все более настойчиво включается достаточно широкие по характеру действия экологические соображения.
Практика ГАТТ в 1948-1994 годах, а с 1995 года накопила достаточное количество примеров и прецедентов действия предпринятых во исполнение названных выше мотивов. Можно предполагать, что и дальше эта группа исключений будет наполняться конкретным содержанием.