Санкции за нарушение налогового законодательства
Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 118 НК, - умысел или неосторожность.
Субъект правонарушения - организация или индивидуальный предприниматель.
Объект правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК - установленный порядок налоговой отчетности.
Объективная сторона этих правонарушений - непредставление налогоплательщиком или его законным представителем в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган. Обязанность представления налоговой декларации предусмотрена ст. 80 НК. Ответственность по п. 1 ст. 119 НК наступает, если просрочка составляет не более 180 дней с момента наступления срока подачи декларации, а по п. 2 ст. 119 НК - в случае, если просрочка превышает 180 дней.
Просрочка представления декларации может быть совершена умышленно или по неосторожности.
Субъект этих правонарушений - любой налогоплательщик.
Санкции, установленные в ст. 119 НК, предусматривают взимание штрафа за каждый полный или неполный месяц просрочки.
Объект правонарушения, предусмотренного в ст. 120 НК, - установленный порядок ведения учета объектов налогообложения.
Объективная сторона этого правонарушения состоит в грубом нарушении организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в комментируемой статье понимается:
отсутствие первичных документов;
отсутствие счетов-фактур;
отсутствие регистров бухгалтерского учета;
систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Ответственность по п. 1 ст. 120 НК наступает, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, а по п. 2 ст. 120 НК - если они совершены в течение более одного налогового периода.
Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных в п. 1 и 2 ст. 120 НК, - прямой умысел или неосторожность. В п. 3 ст. 120 НК в отношении последствий вина возможна в виде прямого или косвенного умысла, а также неосторожности.
Субъект этих правонарушений - организация - налогоплательщик.
Объект правонарушения ст. 122 НК - финансовые интересы государства, субъектов РФ и муниципальных образований.
Объективная сторона правонарушения состоит в занижении налогооблагаемой базы или неправильном исчислении налога по итогам налогового периода, повлекших неуплату или неполную уплату сумм налога.
Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного п. 1, 2 ст. 122 НК, - неосторожность, а предусмотренного п. 3 той же статьи, - умысел.
Субъект правонарушения - любой налогоплательщик.
Объект правонарушения ст. 123 НК - установленный порядок взимания налога, финансовые интересы государства, субъектов РФ и муниципальных образований.
Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении налоговым агентом возложенных на него налоговым законодательством обязанностей по удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет удержанных сумм налогов.
В соответствии со ст. 24 НК налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов.
Субъективная сторона правонарушения - умысел или неосторожность.
Субъект правонарушения - налоговый агент.
Объект правонарушения ст. 124 НК - нормальная деятельность налоговых органов в области налогового контроля.
Объективная сторона правонарушения состоит в незаконном воспрепятствовании налогоплательщиком или его законным представителем доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территорию или в нежилое помещение налогоплательщика или налогового агента.
Воспрепятствование доступу является незаконным, если доступ осуществляется на законном основании. Порядок доступа регулируется ст. 91 НК. В соответствии с п. 1 ст. 91 НК доступ должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении ими служебных удостоверений и постановления руководителя налогового органа или его заместителя о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика.
Воспрепятствование доступу может выражаться в совершении как активных действий, препятствующих доступу (например, установка искусственных заграждений, отказ открыть дверь в помещение и т.п.), так и пассивных действий (уклонение от совершения действий, обеспечивающих возможность доступа).
Субъективная сторона правонарушения - прямой умысел. Лицо осознает, что незаконно препятствует доступу должностных лиц налоговых органов и желает так действовать.