Подходы к анализу товарооборота
Товарооборот, как уже отмечалось, является одним из основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности коммерческого предприятия, с которым непосредственно связаны и от которого непосредственно зависят все остальные показатели. Соответственно от качества экономического анализа и правильного планирования этого показателя в большой степени зависит конечный результат деятельности коммерческого предприятия.
Основными задачами анализа товарооборота коммерческого предприятия являются:
1. Оценка объема и структуры товарооборота как фактора (основного условия) обеспечения прибыльной работы коммерческого предприятия.
2. Проверка выполнения плана товарооборота за год по кварталам и месяцам, а также установление ритмичности его выполнения в общем объеме и по товарным группам.
3. Определение темпов изменения товарооборота в текущем году по сравнению с прошлым годом в общем объеме и по отдельным товарным группам.
4. Оценка уровня удовлетворения спроса населения на отдельные товары, соответствия предлагаемого ассортимента товаров спросу покупателей.
5. Определение влияния отдельных факторов на изменение объема и структуры товарооборота.
6. Выявление резервов и разработка мероприятий по дальнейшему увеличению объема товарооборота, расширению ассортимента и наиболее полному удовлетворению спроса покупателей.
Анализ товарооборота осуществляется на базе исходной информации, полученной из данных:
– бухгалтерского учета;
– статистической отчетности;
– оперативного учета.
Проводится анализ товарооборота, как и остальных основных показателей деятельности коммерческого предприятия, как правило, в конце отчетного периода, для того чтобы при составлении плана товарооборота на следующий плановый период учесть результаты оценки деятельности и факторы, оказавшие влияние на те или иные показатели. Анализируется розничный товарооборот в целом и отдельно по его элементам в их взаимосвязи и взаимозависимости: общий объем товарооборота, структура товарооборота, поступление товаров (товарное обеспечение), состояние товарных запасов. Между этими показателями существует балансовая взаимосвязь, которая может быть использована при расчете любого из них и выражается следующей формулой:
П+ЗН=Т + ЗК + УЕ+ВП, (1.11)
отсюда:
Т=П + ЗН -(ЗК + УЕ+ВП), (1.12)
где: Т — розничный товарооборот;
П — поступление товаров;
Зн — товарные запасы на начало периода;
Зк — товарные запасы на конец периода;
УЕ — естественная убыль;
В — прочее выбытие товаров.
Учитывая, что объем розничного товарооборота находится в зависимости от периодичности поступления товаров, выбытия товаров, состояния товарных запасов, используя метод цепной подстановки, можно определить влияние каждого из отмеченных показателей на объем и структуру розничного товарооборота коммерческого предприятия.
Начинается анализ розничного товарооборота с изучения динамики его объема и оценки степени выполнения плана. Анализ динамики объема розничного товарооборота осуществляется с помощью расчета цепных и базисных темпов роста, а также среднегодового темпа изменения реализации товаров. В условиях инфляции эти показатели следует рассчитывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах, или, другими словами, в ценах базисного периода. Сопоставимость данных для анализа обеспечивается следующей формулой:
(1.13)
где: Тс.ц. — объем товарооборота в сопоставимых ценах;
Тф.ц. — объем товарооборота в фактических ценах;
iц— индекс изменения цены.
Анализ основных показателей деятельности коммерческого предприятия, как уже отмечалось, проводится до окончания отчетного периода, дабы учесть все выявленные отклонения при составлении плана.
Ожидаемым выполнением плана розничного товарооборота называют реально выполнимую до конца периода величину товарооборота. Определение ожидаемого выполнения плана за текущий год является важной частью анализа и планирования. Чем точнее, экономически обоснованнее будет определено ожидаемое выполнение, тем вернее будет составлен план на следующий год. Ожидаемое выполнение плана определяется как по всему товарообороту, так и по отдельным товарным группам. Методика определения ожидаемого выполнения плана по различным товарам неодинакова. По тем товарам, по которым не предполагается значительное перевыполнение (недовыполнение) плана, ожидаемый товарооборот определяют на основе фактического товарооборота за первое полугодие и плана второго полугодия или фактического товарооборота за девять месяцев текущего года и плана IV квартала этого же года.