Основные направления совершенствования государственного регулирования рынка труда
Стабилизация на рынке труда требует изменения подхода к регулированию занятости в общегосударственном масштабе. Данная задача должна быть включена в состав наивысших приоритетов хозяйственной политики наравне с финансовой стабилизацией и стабилизацией уровня производства. Для этого необходимо, чтобы при утверждении общеэкономических программ, бюджета на очередной финансовый год и других экономических документов государственные инстанции рассматривали их с учетом нескольких ключевых показателей, в число которых должна входить динамика уровня безработицы [24, 129].
Вопросом номер один регулирования рынка труда в России является придание этой проблеме статуса одной из общенациональных политических задач. Вопрос номер два - формирование общегосударственной системы регулирования рынка труда. Необходимо освобождение исполнительных органов власти от обязанностей поддержания и создания рабочих мест и других непрофильных функций с одновременной концентрацией их усилий в части регулирования сферы труда на работе с зарегистрированными незанятыми и безработными, вопросах соблюдения законодательства о труде и занятости, проблемах трудовых отношений, оплаты, условий и охраны труда.
Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщенном виде иерархию процесса можно представить в виде двух уровней: макроуровня и регионального уровня. На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:
· согласование финансовой, денежно-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политик с целями регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости;
· согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда;
· политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входит организационное развитие службы занятости населения.
На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются, соответственно, органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть названных выше направлений регулирования осуществляется преимущественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики регулируются также на федеральном уровне. В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово-кредитной политики.
Тем не менее регионы должны включать регулирование рынка труда в число основных приоритетов и в рамках своей компетенции (разграничения полномочий с федеральными органами) и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов регулировать доходы, трансфертные платежи и - через уровень жизни - уровень предложения рабочей силы в регионе, регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и в конечном счете смертности трудоспособного населения), регулировать миграционные процессы.
На региональном уровне в интересах развития рынка труда возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных закупок продукции предприятий всех форм собственности для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и др., предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Именно на уровне регионов во многих случаях более эффективны меры поддержки фермерства и других форм малого бизнеса. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными органами по труду за счет региональных фондов занятости, в составе которых находится порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей, постольку роль регионов здесь выше, чем центральных органов власти. К задачам данного блока на региональном уровне относятся: развитие системы подготовки и переподготовки рабочей силы (а первую очередь ее незанятой части); организация общественных работ; информационная поддержка; обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости; повышение эффективности работы, связанной с регистрацией, выплатой пособий и трудоустройством безработных; социальная поддержка беженцев, вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других групп населения. Таким образом, государственная политика занятости далека от оптимальной: деградирует в количественном и качественном отношениях система рабочих мест, безработица остается на высоком уровне, возможности службы занятости по выплате пособий и выполнению других возложенных на них задач ограничены в связи с произошедшими в последние годы изменениями в порядке формирования государственных внебюджетных фондов. Поэтому вопрос об активизации регулирования рынка труда и изменении некоторых сложившихся представлений о том, кто и каким образом должен осуществлять регулирование, стоит достаточно остро.