Основные направления совершенствования государственного регулирования рынка труда
Предстоит глубокое реформирование на уровне предприятий, охватывающее всех занятых на них работников. Речь идет о том, чтобы трудовые коллективы и отдельные работники существенно повысили качество своего труда, что в итоге приведет к сокращению численности занятых. Конечно, подобные трансформации могут происходить безболезненно лишь при условии сложившегося цивилизованного рынка труда и свободного движения рабочей силы. Основы такого рынка уже заложены: ликвидирована монополия государства на использование рабочей силы, расширены правовые возможности ее мобильности, возникли гибкие формы организации и оплаты труда, усилилась ее дифференциация. Тем не менее, очевидна неразвитость существующего рынка труда. Это можно объяснить общим экономическим спадом и слабостью конкуренции ограниченностью финансовых ресурсов предприятии, отсутствием достаточных условий для трудовой территориальной миграции. Зачастую работник лишен возможности трудиться в полную силу, не может предъявить и добиться реализации справедливых требований по поводу создания нормальных условий труда и его достойной оплаты.
В этой связи политика государства на рынке труда в ближайшем периоде должна быть направлена: на обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения; переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений; достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест; предупреждение массовой безработицы на региональных рынках труда; создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест; развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров; рост мобильности трудовых ресурсов.
К ключевым направлениям государственной политики занятости в настоящее время относятся:
· преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;
· экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда;
· оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;
· разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда;
· развитие гибких форм занятости;
· последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной, в частности, на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;
· дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;
· улучшение качества используемой рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени;
· сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест;
· проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;
· развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду.
Специфика занятости такова, что ее нерешенные проблемы могут обернуться либо недостаточной глубиной структурных преобразований, либо замедлением темпов экономического роста, либо серьезными социальными конфликтами. Вот почему необходим учет специфики воздействия государства при выборе границ и форм государственного вмешательства в функционирование рынка труда.