Совершенствование сметного планирования в учреждениях культуры
Поэтому экономическая свобода их в расходовании заработанных средств окажется больше виртуальной.
Территориальная дифференциация в России обусловливает необходимость избирательного подхода к разработке эффективного механизма управления учреждениями культуры и искусства в различных регионах. Создание системы льгот для региональных театров может, обеспечить равные условия для развития театрального искусства в центре и на периферии.
Несмотря на возникшие в течение 2009 года сложности, связанные с кризисом в мировой и отечественной экономике, что сказалось на динамике финансирования деятельности учреждений культуры, в целом удалось обеспечить тенденцию устойчивого функционирования отрасли «культура» в Чувашской республике и дальнейшее развитие ее материально-технической базы.
Уточненный план министерства культуры Чувашской республике на 2009 год составил 1654637,8 тыс. рублей. Из них расходы министерству профинансированы в сумме 1638573,3 тыс. рублей – 99,0% к утвержденным на 2009 год бюджетным ассигнованиям (в 2008 году – 89,9%). В том числе погашена кредиторская задолженность, образовавшаяся в части принятых в 2008 году бюджетных обязательств, в сумме 150796,7 тыс. рублей. Кассовые расходы областных учреждений культуры за 2009 год составили 853004,8 тыс. рублей – 99,5% к доведенным лимитам бюджетных обязательств (в 2008 году – 94,7%). По программным и целевым мероприятиям план 2009 года выполнен на 93,4% к доведенным лимитам бюджетных обязательств в сумме 72925,4 тыс. рублей (в 2008 году – 71,0%). Среднемесячная заработная плата работников государственных учреждений культуры за 2009 год составила 9402 рубля. Задолженности по выплате заработной платы работников государственных учреждений культуры нет.
Особое внимание уделялось противопожарным мероприятиям. На эти цели для муниципальных учреждений культуры в 2009 г. затрачено 70 819,6 тыс. рублей (на 41 399,7 тыс. рублей больше, чем в 2008 году), для областных учреждений культуры – 18091,8 тыс. рублей (на 14639,4 тыс. рублей больше, чем в 2008 году).
С 1 января 2012 года государство отказывается от финансирования бюджетных учреждений по смете доходов и расходов и начинает оплачивать лишь предоставление ими определенного, строго ограниченного набора услуг в рамках «государственного задания». Вступающий в силу с этой даты так называемый 83-й закон должен приспособить 330 тыс. бюджетных учреждений к работе в рыночных условиях. Первоначальные нормативы затрат на оказание услуг будут подсчитаны исходя из размера бюджетных ассигнований 2010 года.
Таким образом, можно отметить, что в нашей стране в ближайшие годы бюджетные учреждения культуры перейдут на новую систему финансирования, предусматривающую оплату предоставляемых ими услуг по договору в рамках социального заказа, увеличится их хозяйственная самостоятельность, повысится ответственность перед потребителями за предоставляемые услуги. Предстоит создать условия для привлечения в социальную сферу ресурсов из негосударственного сектора, а также развития меценатства и спонсорства.