Совершенствование сметного планирования в учреждениях культуры
Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета и федеральной адресной инвестиционной программы на соответствующий год, исходя из возможностей федерального бюджета.
Существует ряд источников формирования финансовых средств культурно-зрелищных учреждений. В условиях, когда внутренние источники финансирования практически исчерпаны, следует обратить внимание на расширение практики использования авторских и смежных прав в области искусства. Это, например, уступка прав на постановку спектакля другим театрам, продажа права на кино-, радио съемку представлений и т.п. Основной из способов являются спонсорские взносы коммерческих структур, прежде всего банков. Можно выделить два вида спонсирования: постоянную финансовую помощь и разовые спонсорские вклады. Государство установило льготы в налогообложении, которые должны способствовать привлечению средств от коммерческого сектора. Распространенное мнение, что основным мотивом спонсорства и благотворительности являются налоговые льготы, неверно. Пожертвования на искусство дают возможность получить признание. От признания фирмы, ее известности не в последнюю очередь зависят ее предпринимательский успех, прибыль. И в этом случае действительно можно говорить об опосредованной экономической выгоде. Важным звеном в системе поддержки деятельности культурно-зрелищных учреждений становятся благотворительные фонды и общественные организации. В настоящее время существуют несколько таких специальных целевых фондов, а также фонды поддержки отдельных театров, цирков, музеев. Фонды, как правило, занимаются долгосрочными программами развития искусства (в том числе образования, повышения квалификации, развития нового направления в искусстве, создания информационной сети и др.). Но это не значит, что фонды полностью финансируют такие программы. Их субсидии носят одноразовый или непродолжительный характер и призваны помочь реализации программы на начальной стадии.
Представляется целесообразным обратиться к новым формам привлечения финансирования культурно-зрелищных учреждений, таким как спонсорские средства. В условиях отсутствия традиций финансовой поддержки культуры со стороны богатых людей представляется необходимым использование методов стимулирования спонсорства и меценатства. Новая модель отношений «бизнес-культура» предполагает включение как механизмов ее государственной поддержки, так и способов строительства партнерских отношений в русле взаимовыгодного сотрудничества. В этой связи вызывает интерес заявление руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии М. Швыдкого в интервью газете «Известия» ноябрь, 2009г. о возможном увеличении количества организационно-правовых форм государственных организаций.
Как поясняет Швыдкой, учреждения могут получить свободу выбора из трех организационно-правовых форм: госучреждения (единственной ныне формы), автономного учреждения и специализированной государственной некоммерческой организации.
Идея о законодательном утверждении новых организационно-правовых форм существования бюджетных организаций возникла в Министерстве экономического развития РФ.
Как уже было отмечено, удельный вес собственных доходов учреждений является величиной относительно малой, а резервы его роста ограничены.