Наблюдаемые изменения различных экономических показателей в малом бизнесе.
Перспективы малого бизнеса в научной и инновационной сфере – острый и противоречивый предмет. С одной стороны, в России существует высокий научно-технический потенциал, заключенный в кадровом составе различных научно-исследовательских институтов, в высоком уровне технического образования. С другой стороны, этот потенциал долгое время не был востребован ни государством, ни частным бизнесом. В силу этого инновационный бизнес – пока новинка для российского рынка. Но он существует и развивается, причем преимущественно в малых формах. Анализ деятельности инновационных фирм показывает, что встречаются два пути развития российского инновационного бизнеса. Первый из них «классический», идущий от перспективной идеи или разработки, которую фирма хотела бы коммерциализовать посредством продажи патента или лицензии, передачи ноу-хау, совместного производства или каким-то другим способом. Таким образом, здесь мы имеем дело с движением инновационной фирмы из сферы науки в сферу практического бизнеса.
Но существует и другой путь, когда фирма накапливает ноу-хау в сфере практического бизнеса, а затем продают ноу-хау и сосредотачиваются На его развитии и поддержке в конкурентоспособном состоянии, т.е. фирма покидает практический бизнес и уходит в сферу научных исследований для поддержки своего готового и коммерцилизованного продукта.
При анализе деятельности российских малых инновационных предприятий обнаруживаются как общие закономерности, так не традиционные тенденции. Общие закономерности сводятся к тому, что инновационные формы, какими бы замечательными разработками они не обладали, должны реалистично представлять пути коммерциализации своих изобретений и уметь ограничивать притязания разумными рамками, особенно в тех случаях, когда предусматривается выход на международные рынки. Что касается исключений, то они большей частью обусловлены своеобразием текущего экономического положения России. Многие квалифицированные научные кадры были вынуждены уйти в практический бизнес, сохраняя тем не менее менталитет и стиль научных работников. Поэтому при достижении успеха в бизнесе у них часто появляется желание вернуться в сферу своих прежних интересов, но уже на новой основе. Так может произойти трансформация малого предприятия реального сектора в предприятие инновационное.
Несмотря на своеобразные пути развития, малый инновационный бизнес в России набирает силу. Предприниматели начинают все яснее видеть, что распознавание тенденций спроса и определение перспективных ниш, умение просчитывать технико-экономический эффект и навык взаимодействия с разнообразными, в том числе и с государственными, структурами, эффективная организация дела – не менее важные факторы, чем уровень продвигаемой научно-технической разработки. Есть основания надеяться на то, что в ближайшие годы произойдет образование эффективных тандемов предпринимательских и изобретательских команд, которые дадут новый импульс развитию малого инновационного бизнеса.
При рассмотрении малого бизнеса важно учитывать его двухполюсную структуру и выявлять возникающие здесь тенденции и проблемы. Рассмотрим в общих чертах эти проблемы.
С одной стороны слабая связь инновационного сектора с отраслевым ядром. Малые научные фирмы часто располагают полезными разработками в области строительства (новые строительные смеси, материалы, новаторские технологии) и промышленности (эффективные электронные устройства, электроагрегаты, разного рода мини-технологии), но коммерциализовать свои разработки им удается не часто. Инновационные фирмы не располагают пока достаточными возможностями целевого информирования своей продукции, сталкиваются с проблемой финансирования и патентования, часто не имеют четкого представления о возможном экономическом эффекте от их нововведений.