Преимущества и недостатки экономической интеграции

Во-первых, его следствием стала слишком большая децентрализация международного сообщества, определенная дисперсия его усилий. Во-вторых, обнаружилось, что в реальной практике международной интеграции функциональное сотрудничество не ведет автоматически к «отмиранию суверенитета». Более того, европейский процесс показал, что особенно болезненной является именно проблема передачи государствами «в общий котел» части их экономической, политической и военной компетенции.

Указанные недостатки отчасти были воспроизведены и «неофункционализмом», согласно которому потребности сотрудничества в том или ином секторе экономической, социальной или культурной деятельности способны вызвать эффект цепной реакции в других, что, в свою очередь, приведет к необходимости создания специализированных наднациональных институтов для их координации и таким образом - к ускорению процесса интеграции. При этом начинать следует с ограниченных экономических проектов, которые воспринимаются гораздо легче, чем «крупные повороты».

Федерализм рассматривается как договорный отказ от централизма, структурно оформленная дисперсия полномочий между различными центрами, законные полномочия которых гарантируются конституцией. Международная интеграция на пути федерализма рассматривается по аналогии с «внутренними режимами» государств, построенными на принципах федерального устройства, то есть - на основе этатистской модели. Одним из главных недостатков федералистской модели международной интеграции является то, что при всей своей внешней привлекательности, она имеет значительно меньше шансов на успех, чем функциональная модель, поскольку удельный вес элемента нормативности в ней еще более высок. Поэтому, учитывая недостатки других рассмотренных выше концепций, реальный процесс международной интеграции может быть понят лишь с учетом комплексного понимания преимуществ каждого из них.

В обобщенном виде рассмотренные теоретические модели международной интеграции представлены в таблице:

Таблица №1

Теоретические модели международной интеграции

 

"Функционализм"

(Д. Митрани)

"Неофункционализм"

(Э. Хаас, Л. Линдберг)

"Федерализм"

(А. Этциони)

"Плюрализм"

(К. Дойч)

Преимущества в преодолении недостатков и решений созидательных проблем

- Неадаптиро- ванность гос. структур к уп равлению об щими социаль но-экономичес кими интереса ми; принцип разяеленности.

Современ. общество: ин дустриальное, демократичес кое, плюра листическое и идеологически нейтральное.

Давление внешней уг розы; угроза процветанию и общим цен ностям.

- Сохране ние своего образа жизни; возможности экономичес кой выгоды для всех. - Социаль ная мобиль ность.

Агенты

- Прагматич ная лояльность населения.

- Коалиция интересов социально- экономичес ких элит.

-Выдающая ся личность; - Политичес кая элита; - Государст во-авангард.

Государство- локомотив.

Недостатки

- Чрезмерная децентрализация МО и связанные с этим новые проблемы коор динации. - Делегирова ние политичес ких и военно- политических компетенции сталкивается с приверженно стью государств национальным приоритетам.

- Хрупкость коалиций социально-эко номических интересов. - Национа лизм и восста новление госу дарственной мощи.

- Престиж обычных государств.

- Слишком продвинутая институализа- ция (сообщес тво амальгам ной безопас ности).

Механизмы

Сотрудничество в решении за дач техническо го, экономичес кого, социаль ного характера и его политическое закреп ление.

- Роль цент ральных инсти тутов в форми ровании нового "национального сознания"; Передача суверенитетов ново му центру. Постоянное со поставление и согласование то чек зрения.

- Институа- лизация; Принятие об- щефедераль- иой конститу ции; Двойное гражданство в усло виях "двойно го правитель ства"; Субси- диарность.

- Институа- лизация. Адекватное и постоянное реагирование политических элитна сигналы и действия заинтересо ванных пра вительств

Пути

- Замена "вер тикальной" территориаль ной замкнутос ти "горизон тальными" структурами в конкретных сферах; прямые контакты с ад министрацией; "отмирание" нац.-гос. сувере нитетов.

- Совершен ствование меха низмов ППР; возрастание численности функционеров.

- Согласо ванный отказ от централи зации и от политической обособленнос ти. Разграничение полномочий центральных и региональ ных органов власти.

- Рост об менов (това рами, идея ми, людьми); расширение сетей комму никаций.

Темпы, этапы

- Постепен ность: последо вательная пере дача технико- социоэкономич. компетенции международным организациям. - Делегирова ние прагматич ной лояльности.

- Постепен ность: последо вательное деле гирование со циально-эконо мического суве ренитета (включенность и наднацио нальность). - Передача утилитарн. верноподдан ности.

- Институци ональная ре волюция; или переходный этап конфеде рации.

- Медлен ное соци альное обу чение отказу от исполь зования насилия.

Возможный результат

- Переплетение МПО огранич. компетенции. - Поддержание мира путем распростране ния принципа нетерриториаль ности власти или "отмира ния" государст ва.

- Создание территориаль ного государст ва на высшем уровне.

- Воссозда ние террито риального государства. - Достижение мира посред ством полити ческой власти.

- Всеобщее распростра нение отказа от примене ния наси лия: "сооб щество плю ралистичес кой безопас ности". - Мир не смотря на "плюрализм суверените тов".

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5