Кооперативные идеи французских ученых
Значительное распространение в рабочей среде получили в 40-х годах идеи Луи Блана
(1811-1882). В 1839 г. Луи Блан издал свое сочинение «Об организации труда», содержавшее яркую критику капиталистического строя; Социальные проекты Луи Блана, изложенные в этой работе, представляли собой мелкобуржуазную утопию. Игнорируя тот факт, что всякое буржуазное государство является орудием угнетения трудящихся, Луи Блан утверждал, что справедливого равенства между людьми можно добиться, если правильно организовать труд и распределение богатств и что достаточно ввести всеобщее избирательное право и другие демократические преобразования, чтобы стало возможно вслед за тем с помощью государственных субсидий мирным путем организовать «общественные мастерские» (рабочие производственные ассоциации), которые постепенно вытеснят частнокапиталистические предприятия. «Общественные мастерские» по его мнению должны были стать некиеми производственными кооперативами с выборным руководством и равной оплатой труда.[3] По теории блана ежегодно должен был подсчитываться чистый доход, распределяемый на три части: одна будет расперделяться поровну между членами ассоциации; другая предназначаться : во-первых, на содержание старых, больных, увечных, во-вторых, на облегчение кризиса, который мог бы разразиться над другими отраслями промышленности; третья – на предоставление орудий труда тем, кто захочет войти в ассоциацию, благодоря чему последняя сможет бесконечно расширяться.[4] Луи Блан утверждал, что предложенные им социальные мероприятия не встретят сопротивления со стороны буржуазии. Луи Блан решил приспособить его для объединения промышленных рабочих в своей книге "Организация труда". Блан обосновал устройства кооперативных мастерских на средства государства. Он доказывал, что правительство должно стать "банкиром бедных" и на первых порах организовать управление этими мастерскими. Блан выдвинул принцип: солидарность вместо взаимной борьбы. Он полагал, что кооперативные мастерские станут ячейками общей системы ассоциации, где не останется места кризисам и безработице.
Еще одним представителем мелкобуржуазной идеологии был Пьер Жозеф Прудон
(1809-1865). Он выражал стремление мелкой буржуазии защитить свою мелкую собственность от натиска крупного капитала. По мнению Прудона собственность есть кража, потому что она противоречит справедливости, потому что нельзя найти никакого принципа, на котором бы можно было ее обосновать. Собственность не может основываться на завладении, потому что оно не только ведет к равенству, но и препятствует установлению собственности. С одной стороны, всякий имеет право завладения просто потому, что он существует, и ему нужен материал для труда, с другой - число людей постоянно изменяется, и, вместе с тем, изменяется количество материалов, на которое может иметь притязание каждый работник; поэтому завладение всегда подчиняется народонаселению, владение не может быть прочным и неизменным, как право, и, значит, не может переходить в собственность.[5] Но, заявляя, что «собственность - это кража», он на деле осуждал лишь крупную собственность. Прудон выдвигал проекты организации безденежного обмена и дарового кредита, которые должны были, по его мнению, избавить мелких производителей от эксплуатации и угрозы разорения со стороны крупного капитала и разрешить все социальные противоречия.