Основные методы управления формированием прибылью от продаж
Соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия, позволяющее использовать механизм операционного левериджа с различной интенсивностью воздействия на операционную прибыль предприятия, характеризуется “коэффициентом операционного левериджа”:
Кол = Ипос / Иобщ (2).
Чем выше значение коэффициента операционного левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции.
Конкретное соотношение прироста суммы операционной прибыли к сумме объема реализации продукции, достигаемое при определенном коэффициенте операционного левериджа, характеризуется показателем “эффект операционного левериджа”:
Эол = DП / DВ (3).
Проявление механизма операционного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью. Сформулируем основные из этих особенностей:
1. Положительное воздействие операционного левериджа начинает проявляться лишь после того, как организация преодолело точку безубыточности своей операционной деятельности.
2. После преодоления точки безубыточности, чем выше коэффициент операционного левериджа, тем большей силой воздействия на прирост прибыли будет обладать предприятие, наращивая объем реализации.
3. Наибольшее положительное воздействие операционного левериджа достигается в поле, максимально приближенном к точке безубыточности.
4. Механизм операционного левериджа имеет и обратную направленность – при любом снижении объема реализации продукции в еще большей степени будет уменьшатся размер валовой операционной прибыли.
5. Эффект операционного левериджа стабилен только в коротком периоде.
Понимание механизма проявления операционного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных издержек в целях повышения эффективности операционной деятельности. Это управление сводится к изменению значения коэффициента операционного левериджа при различных тенденциях конъюнктурыры товарного рынка и стадиях жизненного цикла организации.
При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объемов реализации продукции, а так же на ранних стадиях жизненного цикла организации, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению значения коэффициента. И наоборот при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного предела безопасности (запаса прочности) требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены – в такие периоды организация может значительно расширить объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию производственных основных фондов.
Прибыль от продаж, важнейшая составная часть бухгалтерской прибыли, зависит от трех основных факторов:
1. количества реализованной продукции по каждой позиции номенклатуры.
2. уровня себестоимости единицы продукции по каждой позиции номенклатуры. В современных условиях хозяйствования себестоимость с течение отчетного периода изменяется в связи с инфляцией, поэтому при планировании и анализе в расчет принимаются средние показатели себестоимости единицы продукции.
3. уровня цен, по которым реализуется конкретные виды продукции. При планировании и анализе в расчет принимаются средние цены.
Существуют два основных подхода к факторному анализу прибыли от продаж: прямые расчеты по каждой позиции номенклатуры и экспресс анализ прибыли от продаж.