Основные методы управления формированием прибылью от продаж
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (продажи) продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Он был разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом, как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позднее — А.П. Зудилиным.
Маржинальный доход предприятия — это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу изделия представляет собой разность между ценой этой единицы и удельными переменными затратам. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.
Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:
· безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
· зоны безопасности (безубыточности)
предприятия;
· необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
· критического уровня постоянных затрат
при заданном уровне
маржинального дохода;
· критической цены продаж при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.
С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства и др.
Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:
· необходимость деления издержек на две части: переменные и постоянные;
· переменные издержки меняются пропорционально объему производства (продажи) продукции;
· постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (продажи) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
· тождество производства и продажи продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
· эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;
· пропорциональность поступления выручки объему проданной продукции.
Организации более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат. Это возможно при достижении максимума объема производства и продажи продукции на имеющихся производственных мощностях. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли.
Разделение всей совокупности операционных затрат предприятия постоянные и переменные позволяет использовать также механизм управления прибылью от продаж, известный как “операционный леверидж (рычаг)”. Действие или эффект операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации продукции всегда порождает более сильное изменение прибыли. Иначе – постоянные издержки самим фактом своего существования вызывают непропорционально более высокое изменение операционной прибыли предприятия при любом изменении объема реализации продукции вне зависимости от размера предприятия, отраслевых особенностей его операционной деятельности и других факторов.
Но степень такой чувствительности операционной прибыли к изменению объема реализации продукции неоднозначна на предприятиях, имеющих различные соотношения постоянных и переменных затрат.
Чем выше удельный вес постоянных затрат в общей сумме операционных затрат предприятия, тем в большей степени изменяется сумма операционной прибыли по отношению к темпам изменения объема реализации продукции.