Природные ресурсы
Безработица усугубляет социальную напряженность в обществе, что, в свою очередь, ослабляет экономическую безопасность страны. Современная ситуация в России обостряется тем, что оба эти фактора имеют устойчивую тенденцию к росту. Неуклонное увеличение численности безработного населения характеризует безработицу как массовое и застойное явление. Безработица в России обладает собственными особенностями. Она не обусловлена демографическими факторами, как в развивающихся странах, ибо нарастает депопуляция. Она не вызвана циклическими волнами спроса и предложения товаров и услуг, характерными для стран развитого капитализма. Трудно объяснить безработицу в России переходом к рынку, поскольку монополизация экономики по сути дела сохраняется, особенно естественная монополия, конкуренции практически нет, производительность труда не только не растет, а даже падает и, следовательно, отсутствуют причины для высвобождения занятого населения.
Безработица в России вызвана социально-экономическими факторами. Немаловажным фактором, вызывающим увеличение безработицы, является инвестиционный кризис. Если спад производства ведет к недогрузке производственных мощностей, то сокращение капитальных вложений вызывает сокращение ввода новых и дополнительных рабочих мест.
К регионам с высоким уровнем безработицы относят: Ивановскую, Псковскую, Ярославскую, Владимирскую, Костромскую и Архангельску. Области, Ингушскую и Удмуртскую республики, Республику Калмыкию, Ненецкий автономный округ, т. е. те регионы, в которых значительную роль в экономическом развитии играют машиностроение, легкая промышленность, предприятия военно-промышленного комплекса.
В определенной мере потенциалом увеличения безработицы является неполная занятость. Она представлена лицами, вынужденно работающими в режиме неполной рабочей недели и находящимися в отпусках без сохранения заработной платы.
Следует указать тенденции изменения численности экономически активного населения в ближайшем будущем, так как от этой категории населения во многом зависит экономическое развитие страны.
Формирование рыночных структур в экономике РФ требует многообразия форм собственности, а, следовательно, изменений в распределении численности населения, занятого по секторам экономики.
Значительный интерес представляет распределение занятых трудовых ресурсов по отраслям экономики.
Структура занятости населения в разрезе отраслей экономики за 2006 – 2010 гг. говорит о том, что в России происходит ряд сложных процессов.
– Возрастает доля занятых в отраслях нематериального производства с 29,4 до 31,3%.
– Снижается доля занятого населения в промышленности (с 29,6 до 25,7%), строительстве (с 11 до 9,7%), науке и научном обслуживании (с 3,2 до 2,5%).
– Увеличивается удельный вес занятого населения в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках (с 7,9 до 9,7%), кредитовании, финансах и страховании (с 0,7 до 1,3%), аппарате органов управления (с 2,1 до 2,5%).
Изменение структуры занятости по отраслям народного хозяйства и сферам приложения труда свидетельствует о развитии рыночных структур в экономике. Определенное значение в изменении численности работников в разрезе отраслей имеет тот факт, что социально-экономический кризис не в одинаковой степени охватил те или иные отрасли. В наибольшей мере спад производства охвати отрасли легкой и пищевой промышленности и военно-промышленного комплекса.
Происходит сокращение численности занятых в науке и научном обслуживании. Только за период с 2006 г. по 2010 г. в этой наиважнейшей отрасли численность работников сократилась на 607 тыс. чел.
Разработка, использование и развитие высокосложных технологий, распространение компьютерной и информационной техники предполагают наличие трудовых ресурсов нового типа. И в этом отношении для России чрезвычайно полезен опыт целенаправленного формирования трудовых ресурсов творческого склада, накопленный на Западе с 60-х г., то есть с начала НТР. Там этот процесс сразу же был возведен в ранг государственной политики.
Одним из ключевых аспектов рыночных преобразований становится политика интеллектуализации общественного труда.