Природные ресурсы
Регулирование распределения и перераспределения общественного труда между отраслями народного хозяйства, повышение трудообеспеченности городов становится центральной задачей органов управления. Мобильность трудовых ресурсов, необходимость перераспределения их в пользу приоритетных отраслей – процесс закономерный, и он вызван главным образом ускорением научно-технического прогресса и интенсификацией производства.
Нередко возникают диспропорции в отраслевой и территориальной трудовой обеспеченности. Одним из рычагов их размещения является проведение эффективной демографической и социальной политики, способствующей росту населения в городах с напряженным балансом трудовых ресурсов. Очень важно при этом размещать трудоемкие производства в трудоизбыточных городах с одновременной подготовкой рабочих кадров из местной молодежи.
Вот почему требуется постоянно уделять внимание совершенствованию размещения производительных сил, которое должно обеспечивать экономию общественного труда, комплексное и высокоэффективное развитие каждого малого и среднего города.
Рынок труда рассматривается как система общественных отношений, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование трудовых ресурсов.
Воспроизводство трудового потенциала в условиях рыночной экономики формирует определенные предложения рабочей силы, а использование труда начинается с предъявления спроса на нее хозяйственными субъектами.
Несмотря на определенные положительные результаты в области регулирования рынка труда в последние годы (принятие ряда законов, организация структуры управления, проведение обследования населения) российский рынок труда еще не сложился. В нем слабо действуют рыночные регуляторы, он остается разбалансированным по основным параметрам. Главная причина – сохранение тех факторов, которые обусловили унаследованную от недавнего прошлого систему использования трудовых ресурсов, характеризующуюся завышенным спросом на рабочую силу и заниженным требованием к ее качеству.
В области использования трудовых ресурсов главной задачей является обеспечение эффективности занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.
Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат – объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Основными задачами анализа являются следующие:
– изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям;
– определение и изучение показателей текучести кадров;
– выявление резервов трудовых ресурсов, более полного и эффективного их использования.
В трудоспособном населении выделяют экономически активное и пассивное население. Под экономически активным населением понимается та часть трудоспособного населения, которая занята во всех видах деятельности или намерена участвовать в производстве.
Численность экономически активного населения, занятых и безработных по субъектам российской федерации
(в среднем за год)
Года | Численность экономически активного населения – всего, тыс. человек | из него | Уровень эко- номической активности населения, % | |
занятые в экономике | безработные | |||
Российская Федерация | ||||
2000 | 72769,9 | 65070,4 | 7699,5 | 65,5 |
2003 | 72391,4 | 66432,2 | 5959,2 | 64,8 |
2004 | 72949,6 | 67274,7 | 5674,8 | 65,3 |
2005 | 73431,7 | 68168,9 | 5262,8 | 65,8 |
2006 | 74166,9 | 68854,9 | 5311,9 | 66,1 |
2007 | 75159,0 | 70570,5 | 4588,5 | 67,1 |
2008 | 75757,0 | 70965,0 | 4791,0 | 67,7 |
Центральный федеральный округ | ||||
2000 | 19530,8 | 18014,4 | 1516,4 | 65,9 |
2003 | 19641,2 | 18641,9 | 999,3 | 65,7 |
2004 | 19795,1 | 18876,3 | 918,7 | 66,4 |
2005 | 19808,1 | 18962,1 | 845,9 | 66,6 |
2006 | 19858,7 | 19053,1 | 805,6 | 67,0 |
2007 | 20191,2 | 19563,3 | 627,9 | 68,2 |
2008 | 20215,0 | 19484,0 | 731,0 | 68,4 |
Северо-Западный федеральный округ | ||||
2000 | 7394,6 | 6684,3 | 710,3 | 66,4 |
2003 | 7402,0 | 6886,2 | 515,9 | 67,1 |
2004 | 7418,9 | 6974,5 | 444,5 | 67,4 |
2005 | 7514,6 | 7099,2 | 415,5 | 68,6 |
2006 | 7581,4 | 7202,9 | 378,5 | 69,6 |
2007 | 7640,2 | 7317,0 | 323,2 | 70,4 |
2008 | 7688,0 | 7292,0 | 396,0 | 71,2 |
Южный федеральный округ2) | ||||
2000 | 9993,1 | 8454,7 | 1538,4 | 62,3 |
2003 | 9943,5 | 8616,9 | 1326,7 | 60,4 |
2004 | 10207,9 | 8906,2 | 1301,7 | 61,9 |
2005 | 10295,5 | 9102,9 | 1192,6 | 62,3 |
2006 | 10891,1 | 9400,9 | 1490,2 | 62,8 |
2007 | 11196,8 | 9884,4 | 1312,3 | 64,2 |
2008 | 11345,0 | 10193,0 | 1152,0 | 64,8 |
Приволжский федеральный округ | ||||
2000 | 15785,4 | 14242,8 | 1542,6 | 65,9 |
2003 | 15521,1 | 14340,9 | 1180,2 | 64,8 |
2004 | 15613,7 | 14396,7 | 1217,0 | 65,2 |
2005 | 15740,9 | 14588,8 | 1152,1 | 65,8 |
2006 | 15797,5 | 14769,3 | 1028,2 | 66,1 |
2007 | 15929,1 | 14959,9 | 969,2 | 66,8 |
2008 | 15967,0 | 14957,0 | 1010,0 | 67,1 |
Уральский федеральный округ | ||||
2000 | 6359,6 | 5720,0 | 639,5 | 66,6 |
2003 | 6465,1 | 5982,7 | 482,4 | 67,1 |
2004 | 6430,5 | 5948,2 | 482,4 | 66,7 |
2005 | 6497,5 | 6062,5 | 435,0 | 67,3 |
2006 | 6537,8 | 6093,1 | 444,7 | 67,7 |
2007 | 6534,2 | 6212,9 | 321,2 | 67,6 |
2008 | 6705,0 | 6337,0 | 368,0 | 69,3 |
Сибирский федеральный округ | ||||
2000 | 10078,2 | 8784,6 | 1293,6 | 65,0 |
2003 | 9884,4 | 8728,4 | 1156,0 | 63,9 |
2004 | 9973,4 | 8971,5 | 1001,9 | 64,5 |
2005 | 10086,0 | 9140,2 | 945,8 | 65,3 |
2006 | 10004,2 | 9101,6 | 902,6 | 64,8 |
2007 | 10143,9 | 9347,1 | 796,9 | 65,9 |
2008 | 10249,0 | 9396,0 | 853,0 | 66,7 |
Дальневосточный федеральный округ | ||||
2000 | 3628,2 | 3169,5 | 458,7 | 68,2 |
2003 | 3534,1 | 3235,3 | 298,8 | 67,2 |
2004 | 3510,0 | 3201,3 | 308,7 | 66,8 |
2005 | 3489,1 | 3213,2 | 275,9 | 66,5 |
2006 | 3496,2 | 3234,1 | 262,1 | 66,7 |
2007 | 3523,6 | 3285,9 | 237,7 | 67,5 |
2008 | 3588,0 | 3306,0 | 282,0 | 68,9 |