Природные ресурсы

Регулирование распределения и перераспределения общественного труда между отраслями народного хозяйства, повышение трудообеспеченности городов становится центральной задачей органов управления. Мобильность трудовых ресурсов, необходимость перераспределения их в пользу приоритетных отраслей – процесс закономерный, и он вызван главным образом ускорением научно-технического прогресса и интенсификацией производства.

Нередко возникают диспропорции в отраслевой и территориальной трудовой обеспеченности. Одним из рычагов их размещения является проведение эффективной демографической и социальной политики, способствующей росту населения в городах с напряженным балансом трудовых ресурсов. Очень важно при этом размещать трудоемкие производства в трудоизбыточных городах с одновременной подготовкой рабочих кадров из местной молодежи.

Вот почему требуется постоянно уделять внимание совершенствованию размещения производительных сил, которое должно обеспечивать экономию общественного труда, комплексное и высокоэффективное развитие каждого малого и среднего города.

Рынок труда рассматривается как система общественных отношений, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование трудовых ресурсов.

Воспроизводство трудового потенциала в условиях рыночной экономики формирует определенные предложения рабочей силы, а использование труда начинается с предъявления спроса на нее хозяйственными субъектами.

Несмотря на определенные положительные результаты в области регулирования рынка труда в последние годы (принятие ряда законов, организация структуры управления, проведение обследования населения) российский рынок труда еще не сложился. В нем слабо действуют рыночные регуляторы, он остается разбалансированным по основным параметрам. Главная причина – сохранение тех факторов, которые обусловили унаследованную от недавнего прошлого систему использования трудовых ресурсов, характеризующуюся завышенным спросом на рабочую силу и заниженным требованием к ее качеству.

В области использования трудовых ресурсов главной задачей является обеспечение эффективности занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.

Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат – объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Основными задачами анализа являются следующие:

– изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям;

– определение и изучение показателей текучести кадров;

– выявление резервов трудовых ресурсов, более полного и эффективного их использования.

В трудоспособном населении выделяют экономически активное и пассивное население. Под экономически активным населением понимается та часть трудоспособного населения, которая занята во всех видах деятельности или намерена участвовать в производстве.

Численность экономически активного населения, занятых и безработных по субъектам российской федерации

(в среднем за год)

Года

Численность экономически активного населения – всего, тыс. человек

из него

Уровень эко- номической активности населения, %

занятые в экономике

безработные

Российская Федерация

2000

72769,9

65070,4

7699,5

65,5

2003

72391,4

66432,2

5959,2

64,8

2004

72949,6

67274,7

5674,8

65,3

2005

73431,7

68168,9

5262,8

65,8

2006

74166,9

68854,9

5311,9

66,1

2007

75159,0

70570,5

4588,5

67,1

2008

75757,0

70965,0

4791,0

67,7

Центральный федеральный округ

2000

19530,8

18014,4

1516,4

65,9

2003

19641,2

18641,9

999,3

65,7

2004

19795,1

18876,3

918,7

66,4

2005

19808,1

18962,1

845,9

66,6

2006

19858,7

19053,1

805,6

67,0

2007

20191,2

19563,3

627,9

68,2

2008

20215,0

19484,0

731,0

68,4

Северо-Западный федеральный округ

2000

7394,6

6684,3

710,3

66,4

2003

7402,0

6886,2

515,9

67,1

2004

7418,9

6974,5

444,5

67,4

2005

7514,6

7099,2

415,5

68,6

2006

7581,4

7202,9

378,5

69,6

2007

7640,2

7317,0

323,2

70,4

2008

7688,0

7292,0

396,0

71,2

Южный федеральный округ2)

2000

9993,1

8454,7

1538,4

62,3

2003

9943,5

8616,9

1326,7

60,4

2004

10207,9

8906,2

1301,7

61,9

2005

10295,5

9102,9

1192,6

62,3

2006

10891,1

9400,9

1490,2

62,8

2007

11196,8

9884,4

1312,3

64,2

2008

11345,0

10193,0

1152,0

64,8

Приволжский федеральный округ

2000

15785,4

14242,8

1542,6

65,9

2003

15521,1

14340,9

1180,2

64,8

2004

15613,7

14396,7

1217,0

65,2

2005

15740,9

14588,8

1152,1

65,8

2006

15797,5

14769,3

1028,2

66,1

2007

15929,1

14959,9

969,2

66,8

2008

15967,0

14957,0

1010,0

67,1

Уральский федеральный округ

2000

6359,6

5720,0

639,5

66,6

2003

6465,1

5982,7

482,4

67,1

2004

6430,5

5948,2

482,4

66,7

2005

6497,5

6062,5

435,0

67,3

2006

6537,8

6093,1

444,7

67,7

2007

6534,2

6212,9

321,2

67,6

2008

6705,0

6337,0

368,0

69,3

Сибирский федеральный округ

2000

10078,2

8784,6

1293,6

65,0

2003

9884,4

8728,4

1156,0

63,9

2004

9973,4

8971,5

1001,9

64,5

2005

10086,0

9140,2

945,8

65,3

2006

10004,2

9101,6

902,6

64,8

2007

10143,9

9347,1

796,9

65,9

2008

10249,0

9396,0

853,0

66,7

Дальневосточный федеральный округ

2000

3628,2

3169,5

458,7

68,2

2003

3534,1

3235,3

298,8

67,2

2004

3510,0

3201,3

308,7

66,8

2005

3489,1

3213,2

275,9

66,5

2006

3496,2

3234,1

262,1

66,7

2007

3523,6

3285,9

237,7

67,5

2008

3588,0

3306,0

282,0

68,9

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5