Китай
Создание свободных экономических зон - это сложно организационно-экономическая структура, надо внимательно подходить к этому процессу. Не только при создании, но и при функционировании свободных экономических зон существует глубинная связь между выбранным типом и ее организационно-экономической структурой. При создании свободных экономических зон важно предусматривать, что она является вкраплением в национальную экономику, значительно от нее отличающуюся. В свободных экономических зонах специально создаются такие условия, в которых в относительно сжатые сроки вызревает производственная инфраструктура, адекватная мирохозяйственной сфере, чего, как правило, не бывает в экономике в целом. В связи с тем, что свободные экономические зоны являются неотъемлемой частью национальной экономики, неизбежно отражение последствий ее развития на экономике страны. В частности, без проработки стадий в образовании свободных экономических зон может вызвать «кредитный удар» но не только в зоне, но и во всей экономике.
Одним из общих приоритетов, который необходимо учитывать при создании СЭЗ, является выбор направлений иностранных инвестиций. Очевидно, что они могут дать положительный результат только в том случае, если будут направлены: на техническое перевооружение базовых отраслей и на фундаментальные государственные программы экономических преобразований и структурной перестройки хозяйства.
Принципиальное значение имеет вопрос о границах свободной экономики. Конечно, важно, чтобы ее территория была расположена вблизи крупных транспортных узлов, имела бы природные рубежи, которые отделяют ее от остальной территории страны. Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:
Благоприятное транспортно - географическое положение в отношении к внешнему и внутреннему рынкам. Наличие развитых транспортных коммуникаций.
Развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры.
Существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).
В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).
Важный момент в создании и функционировании свободной экономической зоны - придание ей соответствующей управленческой, организационной и экономической формы. Здесь выделяются три принципиально важных направления:
• Модель свободной экономической зоны должна быть адекватна современным мирохозяйственным атрибутам по набору субъектов общения и их организационно-экономической структуре. Надежный критерий при этом - соответствие организационной формы и формы товара. Только это позволяет отсечь мертвые организационные и управленческие звенья и получить на мировом рынке соответствующий эффект;
Необходимо обеспечить масштабность включения страны в международное разделение труда через свободные экономические зоны, но постепенно, поэтапно привлекая все больше и больше звеньев хозяйственного механизма;