Китай
- освоения новых современных технологий,
- реконструкции и диверсификации производства региона,
- импортозамещения, так и экспортонаправленности производства,
- развития новых форм участия во внешнеэкономических связях, международного разделения труда,
- практического обучения специалистов приемам, методам и опыту международного бизнеса и т.д.
Среди наиболее важных задач, решение которых возможно путем создания свободных экономических зон на определенной территории с выгодным географическим положением более льготных по сравнению с другими формами внешнеэкономической деятельности, условий. Следует отметить:
привлечение в экономику отечественной страны иностранного капитала, передовой технологии и управленческого опыта;
создание инфраструктуры для расширения международных экономических связей, позволяющих использовать зону между внутренней экономикой и мировым рынком;
развитие экспортной базы и управление валютным поступлением, в том числе за счет переработки сырьевых ресурсов, поставляемых на мировой рынок в необработанном виде;
повышение эффективности внедрения в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок и изобретений с последующей передачей результатов для широкого использования в экономике страны и на внешних рынках;
апробация на локальном уровне различных вариантов внедрения новых форм хозяйствования, приспособленных к условиям мирового рынка и т.д.
Наиболее распространенными организационно - управленческими структурами свободных экономических зон считаются:
функциональная структура свободных экономических зон предназначена для развития одного наиболее запущенного хозяйственного направления деятельности свободных экономических зон;
свободная территориальная экономическая зона предназначена для решения комплекса социально-экономических проблем, стоящих перед регионом. Конфигурация и границы такого типа свободных экономических зон зависят от соображений экономической целесообразности. Это может быть область, регион. В таких свободных экономических зонах должна быть
• сложившаяся инфраструктура;
• градо-технополисная свободная экономическая зона предназначена для создания высокого уровня жизни населения. Для такой свободной экономической зоны требуются большие капиталовложения, так как она создается по новейшим правилам градостроения с нулевого цикла до сдачи модуля «под ключ».
Перед созданием свободной экономической зоны должно иметь экономическую стратегию и экономическую политику. Суть дела не в том, хорошие они или плохие. Главное - они есть и последовательно проводятся в жизнь всей мощью партии-государства. В Китае было решено, в частности, что восточные, приморские районы должны стать главным двигателем экономического подъема. Экономика должна обрести экспортную ориентацию, что страна должна сделать все возможное для максимального привлечения иностранного капитала и т. д. Опыт КНР свидетельствует, что существует серьезная самостоятельная проблема - согласование реформы с экономической стратегией и тактикой. Между ними возникают противоречия, и в КНР уже неоднократно приходилось искать пути их примирения, сдерживая темпы проведения реформ во имя реализации избранной стратегии и тактики экономического подъема.
Свободные экономические зоны создаются по единой логической схеме: поощрение определенных видов и направлений хозяйственной деятельности путем селективной либерализации инвестиционного капитала. Применительно к свободным экономическим зонам речь идет о смешанной системе льгот для стимулирования различных видов деятельности. Логика образования экспортно-производственных зон была предопределена практикой развивающихся стран, когда в середине 60-х годов возникала необходимость стимулирования промышленного производства и занятости за счет притока иностранного капитала. С точки зрения теории сравнительных преимуществ эта логика достаточно проста: если страна не в состоянии по каким-либо причинам обеспечить широкое открытие экономики для иностранного предпринимательского капитала, она может это сделать в рамках свободных экономических зон. Правительство имеет возможность проводить иную промышленную политику и создавать специальный благоприятный инвестиционный климат для иностранных граждан на территории таких зон. Главный вывод состоит в том, что число конкретных целей для создания зоны, предопределяющих выбор системы льгот, должно быть ограничено и четко определено. Множественность и неясность целей ведут к необоснованному распространению льгот практически на все виды деятельности и на операции любых субъектов.