СЭЗ в Польше
Польские СЭЗ имеют ряд характерных черт, основная из них - с самого начала центральные власти не были вовлечены в процесс их организации. К минимуму сведены бюджетные программы и бюрократическое вмешательство. Но из-за бесплодных дискуссий о привилегиях для СЭЗ центральной и местной власти, в стране не используется весьма выгодное для иностранных инвесторов особо благоприятное географическое положение страны в целом и отдельных ее регионов. Благодаря этим факторам в стране могли бы успешно развиваться экспортно-производственные - порто-франко и другие виды экономических зон на побережье Балтийского моря, по берегам рек Одер и Висла. В этом случае Польша вполне могла бы играть роль связующего звена между Россией и Европейским Союзом, между Скандинавскими странами и странами юга Европы.
В 1989 г. в Польше произошло изменение хозяйственной системы. Возникла необходимость радикальной экономической трансформации, отвечающей потребностям общества. Внедрение принципов рыночной экономики выявило размер скрытой безработицы, характерной для предыдущего периода. Многие предприятия, являвшиеся важными работодателями в своих регионах, оказались банкротами. Необходимость закрытия ключевых, с точки зрения обеспечения занятости, предприятий вынудило правительство активизировать экономическую жизнь и начать создавать новые рабочие места.
Важную роль в процессе изменений экономической ситуации могли сыграть СЭЗ, которые государство имело возможность создавать с целью хозяйственной активизации отдельных регионов, нуждающихся в реструктуризации с помощью не только отечественных институтов и финансов, но и внешних стратегических инвесторов, особенно их капитала и технологий. Именно так и поступило польское правительство, предложив иностранным инвесторам вложить свой капитал в экономику Польши посредством СЭЗ. Активность Польши в создании свободных экономических зон началась с Таможенного акта, принятого в декабре 1989 г. Этот документ определил жизнедеятельность свободных таможенных зон. В соответствии с законодательством свободные таможенные зоны определяются как отдельные и незаселенные части польской территории, где национальные и иностранные предприятия могут осуществлять деловые операции, исключая лишь розничную торговлю. Но розничная торговля не запрещается в свободных экономических зонах, организованная в аэропортах, речных и морских гаванях. Привезенные в воздушные и водные порты товары освобождаются от пошлин, квот и разрешений. Предпринимательство, имеющее место внутри свободных таможенных зон, приравнивается к оффшорным операциям. И в этом случае на такую территорию свободной таможенной зоны распространяется налоговое законодательство страны.
К основным целям функционирования СЗЭ относятся:
1. Развитие определенных сфер хозяйственной деятельности;
2. Создание новых рабочих мест;
3. Развитие новых технических и технологических решений и их использование в народном хозяйстве;
4. Развитие экспорта;
5. Использование имеющегося промышленного имущества и хозяйственной инфраструктуры;
6. Повышение конкурентоспособности производимых товаров и продаваемых услуг;