Япония
1. интенсивный инвестиционный процесс, строительный бум, техническая модернизация производства;
2. бурное развитие металлургии и машиностроения;
3. ориентация на экспортное сырье в необработанном виде (нефть, железные руды и т.д.);
4. энерго-, материало- и трудоемкие производства.
Нефтяной шок 1973 - 1974 гг. показал уязвимость страны от поставок импортного энергоресурсов. Экономическая модель развития страны подверглась пересмотру. Несмотря на впечатляющие успехи 1960-х - 1980-х годов, к концу 20 в. Япония испытывает самые серьезные трудности: темпы экономического роста Японии самые низкие в Большой семерке, в настоящее время они практически равны нулю; на внутреннем рынке ощущается перепроизводство товаров и соответственно падение потребительского спроса. Примерно на 3% снизились прибыли компаний. Начался рост безработицы, столь нехарактерный для Японии. С уровня 2,5% - 3% в 1998 г. безработица доросла до 4,5% в 1998 г., в 1999 г. уже составляла 7%.
Все больше и больше экономистов называют Японию конца 1990-х годов "страной заходящего солнца", а самые пессимистично настроенные считают, что "Япония уже наполовину мертва".
Для японской промышленности к настоящему времени характерно сокращение доли тяжелых и добывающих отраслей и активный рост наукоемкого производства. Особое значение для страны имеют такие высокотехнологичные наукоемкие производства как изготовление роботов, станков с ЧПУ, микросхем, телекоммуникационное производство, аэрокосмическая индустрия.
Кроме того, Япония специализируется на автомобилестроении (выпуская около 13 млн. автомобилей в год, являясь их крупнейшим мировым производителем). На общем и транспортном машиностроении (около 70% экспорта в 1990-ые годы). На электронном оборудовании, металлургии (высококачественная сталь Япония заслуженно считается признанным мировым лидером по производству прикладных технологий гражданского назначения). Особо следует отметить развитие технологий, улучшающих экологическую обстановку. Еще в 1960-е годы страна столкнулась с проблемой неблагоприятных экологических последствий бурного экономического роста. Одни только японские автомобилестроительные компаний тратят около 2 млрд. доларов в год на НИОКР по созданию экологически чистых автомобилей.
Среди отраслей сферы нематериального производства особо следует отметить развитие торговли, финансовых и банковских услуг. В настоящее время полным ходом идет процесс софтизации экономики, т. е. возрастания роли нематериальных ресурсов: информации, связи, туризма. Большую значимость имеют деловые услуги, связанные с обслуживанием производства: консалтинг, инжиниринг, маркетинг. Рынок труда Японии покоится на трех знаменитых принципах:
1)системе пожизненного найма
2)повышения заработной платы за выслугу лет
3)объединении предпринимателей. Япония располагает высококвалифицированной, хорошо подготовленной к практической деятельности трудоспособной рабочей силой. Для всей страны в норму вошли длительный (выше нормы) рабочий день и довольно значительная доля дополнительной деятельности на своем рабочем месте (обмен опытом, кружки качества и т. д.). Практически нет забастовочного движения.
В настоящее время Япония по данным Всемирной Торговой организации за 1998 г. занимает третью позицию в мире по экспорту товаров (около 7,2% от мирового экспорта в стоимостном выражении) и пятое место по импорту (5% от мирового импорта). Позиции Японии в мировом экспорте услуг несколько слабее - шестое место (4,7%), что связано со "сверхиндустриализацией" ее экономики, но как импортер услуг - страна находится на третьем месте в мире (8,5%).
Состав экспорта:
транспорт;
электрорадиоаппаратура и комплектующие;
офисная аппаратура, продукция химической промышленности.
География экспорта:
- США 31%;
- Тайвань 7%;
- Китай 5,5%;
- Республика Корея 5,4%;
- Гонконг 5,2%.
Состав импорта:
- топливо;
- продовольствие;
- продукция химической промышленности;
- текстиль;
- офисная аппаратура.
География импорта:
- США 22%;
- Китай 14%;
-Республика Корея 5,1%;
- Австралия 4,2%;
- Тайвань 4,1%.
В Японии действуют два типа СЭЗ - технополисы и зоны развития импорта.
Технополис
В 1980 г. Министерство внешней торговли и промышленности Японии обнародовало концепцию "Технополис". В основу концепции "Технополис" японцы положили опыт американских силиконовых долин. Она предусматривала сбалансированное и органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки с просторными зонами обитания. Одной из важнейших целей создания японских технополисов было стимулирование развития экономики территорий, находящихся за пределами Тихоокеанского пояса (наиболее развитой части страны).