Предприятие в условиях совершенной конкуренции. Особенности рынка чистой конкуренции. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Особенности рынка чистой конкуренции:

Исследование структур рынка необходимо начать с чистой конку­ренции, так как знание ее механизма имеет большое аналитическое значение в качестве отправного пункта для выявления взаимозависи­мости цен и объемов производства в любой модели рынка. Исследование чистой конкуренции имеет важное теоретическое и практическое значе­ние не в силу ее большой роли в экономической жизни общества (ее роль незначительна), а в силу раскрытия методологии познания других структур рынка.

Итак, рассмотрим модель чистой конкуренции.

Свободная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Наивысший уровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей продукции практически не оказывает влияния на условия реализации на рынке.

Обычно совершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следующих условий:

Ø объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

Ø реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

Ø покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

Ø продавцы не вступают в сговор по поводу цен и действуют независимо друг от друга;

Ø фирмы-производители могут свободно входить в отрасль и выходить из нее.

Соблюдение условий реализации обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.

Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.

Преимущества:

Ø способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров;

Ø вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

Ø создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

Ø обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

Ø нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

Ø не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);

Ø отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

Ø не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного использования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

Ø не создает условия развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

Ø не гарантирует права на труд, на доход, на отдых;

Ø не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

Равновесие в краткосрочном периоде:

В условиях совершенной конкуренции, когда фирма не может влиять на цены реализуемого товара, единственной ее возможностью приспо­собиться к изменениям рынка является изменение объема производс­тва. Поскольку в краткосрочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным, то благополучие фирмы будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы.

Перейти на страницу: 1 2 3