Предприятие в условиях совершенной конкуренции. Особенности рынка чистой конкуренции. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Особенности рынка чистой конкуренции:
Исследование структур рынка необходимо начать с чистой конкуренции, так как знание ее механизма имеет большое аналитическое значение в качестве отправного пункта для выявления взаимозависимости цен и объемов производства в любой модели рынка. Исследование чистой конкуренции имеет важное теоретическое и практическое значение не в силу ее большой роли в экономической жизни общества (ее роль незначительна), а в силу раскрытия методологии познания других структур рынка.
Итак, рассмотрим модель чистой конкуренции.
Свободная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Наивысший уровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей продукции практически не оказывает влияния на условия реализации на рынке.
Обычно совершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следующих условий:
Ø объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
Ø реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
Ø покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;
Ø продавцы не вступают в сговор по поводу цен и действуют независимо друг от друга;
Ø фирмы-производители могут свободно входить в отрасль и выходить из нее.
Соблюдение условий реализации обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.
Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.
Преимущества:
Ø способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров;
Ø вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
Ø создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
Ø обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
Ø нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и услуг.
Недостатки:
Ø не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);
Ø отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
Ø не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного использования (дамбы, дороги, общественный транспорт);
Ø не создает условия развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;
Ø не гарантирует права на труд, на доход, на отдых;
Ø не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
Равновесие в краткосрочном периоде:
В условиях совершенной конкуренции, когда фирма не может влиять на цены реализуемого товара, единственной ее возможностью приспособиться к изменениям рынка является изменение объема производства. Поскольку в краткосрочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным, то благополучие фирмы будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы.