Роль социальной ответственности в создания свободных экономических зон
Другой пример - Архиепископ Антоний (Храповицкий), великий русский богослов, будучи Волынским архиепископом, учредил при Почаевской лавре банк, который выдавал малороссийским крестьянам подъемные кредиты, и вывел миллионы крестьян из-под экономической зависимости от диаспор. Он сделал Волынь зоной процветания и политической стабильности.
Возрождение возможности свободно заниматься честным предпринимательством, восстановление данного Богом человеку права на собственность нельзя отделять от системы нравственных ценностей, в которой богатство – это результат созидательного труда, а труд – это долг перед Богом и людьми. Только при этом условии естественное стремление к материальному достатку «умеряется», уравновешивается влиянием духовно-нравственных принципов.
В своей основе российская культура и нравственность базируется на православных традициях. Когда же теряется, то, что может быть единственно правильным в решении многих жизненных задач, то происходят нежелательные результаты и в осуществлении проектов экономического развития государства. Отказ от национальных культурных традиций часто является причиной неудач многих российских реформ, которые изначально являли собой исключительно благоприятные способы формирования новых экономических программ. Хорошим примером симбиоза экономической политики развития государства и национальных культурных обычаев является Китай. В настоящее время огромное внимание и интерес вызывают социально - экономические процессы, происходящие в Китае. За сравнительно короткий период времени страна преодолела экономический кризис и вступила в качественно новый этап политического развития.
До 1949 г. официальной идеологией Китая было конфуцианство. С 50-х гг. в течение нескольких десятилетий конфуцианство жестоко преследовалось, но прошло время, и когда страна встала перед необходимостью разрешения кризиса, китайское общество вновь обратилось к учению Конфуция и его последователей.
В современном пространстве сформировалась единственная на Земле цивилизация, названная именем конкретного человека, – конфуцианская. В последние годы конфуцианство не только не потеряло влияние в дальневосточном регионе, а напротив, его значение постоянно усиливается. В истории Китая традиции стали тем каркасом, на который нанизывались новые идеи и концепции, причем не в виде новшеств, а всего лишь как последний комментарий к уже знакомому и общепринятому. И заложено это, прежде всего конфуцианским учением, которое само является ярким примером синтеза традиций и новаций. Китай – одно из древнейших государств. За время своего существования оно продемонстрировало устойчивость и динамичность развития, и в связи с этим интересна та система политических, социальных и философских ценностей, которая определила характер и направление государственной идеологии.
Все методы, которые ведут к улучшению экономического и социального состояния любого государства, очевидно, будут хороши. Так почему бы и в России не попробовать и не обратиться к национальным корням, на которых развивалось и укреплялось Государство Российское?
Одним из мерил достоинства человека в купеческой среде служило его религиозное поведение и благочестие. Непременной принадлежностью и главным украшением комнат любого купеческого дома, по-прежнему оставался «красный угол». Он был уставлен многочисленными иконами, нередко составлявшими настоящий «иконостас». Несмотря на появившиеся западноевропейские новинки домашнего быта (картины, зеркала, часы), с икон же начинался и перечень имущества, передаваемого по сговорной записи или духовному завещанию. В общественной жизни поведение купцов, особенно состоятельных, характеризовалось, во-первых, стремлением быть выбранными в церковные старосты, а во-вторых, широкой благотворительностью «во имя Бога», щедрыми пожертвованиями на строительство храмов и их убранство. В то же время вера в Бога сочеталась с коммерческим подходом к добрым делам, за которые ожидалась награда в виде божественного покровительства достижению материального благополучия. Эта черта религиозности была характерна и для среды деловых людей западноевропейского средневекового общества.
Характерной особенностью русского образа «совершенного купца» XVIII в. было признание в качестве непременного результата его деятельности не только личного обогащения, но и общественной пользы. Только такой купец достоин «в своем промысле имени патриота», который с помощью собственного дарования, знаний и искусства, составлявших его собственный «прибыток», производит и «ожидаемую пользу», — писал в 1760-х годах А.Фомин.