Инновации в работе коммерческих банков РК
Электронный банкинг стремительно набирает популярность: заочное общение клиента с банком посредством интернета и телефона удобно первому и выгодно второму
Фактически интернет-банкинг появился в нашей стране в 2000 году. Первым на рынок электронного банкинга в РК вышел Texakabank (нынешний ДБ АО «Сбербанк России») со своим продуктом Internet Office. Затем практически сразу появились интернет-банкинг от Народного банка Казахстана и Homebank.kz от Казкоммерцбанка. В 2005 году на этот рынок вышел Банк ЦентрКредит.
В последние два года начался настоящий бум. На рынок вышли БТА Банк, Альянс Банк, АТФБанк.
По словам директора департамента инновационных технологий Казкоммерцбанка Нурлана Жагипарова, если в 2005 году количество пользователей финансового портала Homebank.kz составляло чуть больше 13 тыс. пользователей, то в 2006−м они приросли на 31 тыс. пользователей, а в 2007−м и того больше – 45 тыс., в сумме превзойдя отметку в 100 тыс. клиентов. По сравнению с 2006 годом ежемесячная общая сумма совершенных платежей увеличилась в 5 раз. Всего в начале текущего года у основных игроков в этом сегменте рынка было около 312 тыс. пользователей. К концу года эта цифра может увеличиться на 200 тыс. человек – фактически мы увидим качественно обновленный рынок электронного банкинга как по количеству пользователей, так и по набору услуг, предоставляемых банками.
Понятие электронного банкинга в Казахстане пока весьма размыто. Чаще всего этим термином обозначают интернет-банкинг и мобильный банкинг, иногда также сеть банкоматов.
В рамках интернет-банкинга в РК уже оказывается более сотни услуг. Самые простейшие – проверка карточных счетов, блокировка карточки, проведение простейших платежей. Также через интернет-банкинг уже можно конвертировать валюту, делать переводы в другие страны, покупать билеты в кино, заказывать цветы, брать кредит, открывать и пополнять депозиты, платить налоги и многое другое. Причем в различных валютах: скажем, Народный банк работает через Интернет с тенге, долларами, евро, рублями и фунтами стерлингов.
«Мы ввели покупку и продажу обычных товаров, что-то вроде интернет-супермаркета, – рассказывает Нурлан Жагипаров. – Этот проект мы назвали Homeshop, и он вырос из пожеланий самих клиентов. В принципе, вы можете купить здесь более 60 тысяч товаров. Есть небольшие компании, которые очень успешно развиваются за счет сотрудничества с нами. К примеру, цветочные. Им всегда очень тяжело развивать розничную сеть, и продажи через Интернет составляют львиную долю их бизнеса. Фактически любая компания может подписать с нами договор и продавать свои товары».
Тем более охотно банкиры работают с финансовыми инструментами. Так, в Казкоммерцбанке можно покупать ценные бумаги. К порталу присоединены брокеры различных компаний. Поэтому и отправку заявки на покупку/продажу ЦБ, и отправку денег, и сверку котировок можно за несколько минут осуществить сидя за домашним компьютером. Здесь же действует супермаркет фондов, где можно приобрести паи фондов различных управляющих компаний. Сейчас некоторые банки работают над внедрением в систему электронного банкинга интернет-страхования и интернет-трейдинга с прямым доступом на Forex. Предоставление на своих порталах финансовых продуктов других компаний позволяет банкам, в частности, добраться до чужой клиентской базы.
«Традиционно клиент Homebank начинает с того, что просматривает свою систему счетов, затем он начинает оплачивать либо сотовый телефон, либо кабельное телевидение. Чуть позже начинает производить более сложные операции, вроде оплаты коммунальных платежей», – говорит г-н Жагипаров.