Анализ коэффициентов финансовых результатов
Условные обозначения:
Пр – прибыль (тыс. руб. );
В – выручка от реализации (тыс. руб. );
ВБ – валюта баланса (тыс. руб. );
А1 - итог раздела актива баланса (тыс. руб. );
А2 – итог раздела пассива баланса (тыс. руб. );
П3 – итог раздела 3 раздела баланса (тыс. руб. );
П4 – итог раздела 4 раздела баланса (тыс. руб. );
З – запасы (тыс. руб. );
ГП – готовая продукция (тыс. руб. );
ДЗ – дебиторская задолженность со сроком погашения менее 12 месяцев (тыс. руб. );
КЗ – кредиторская задолженность (тыс. руб. );
N – количество дней в анализируемом периоде (дн. ).
Еще один подход к анализу финансовых результатов, основанный на методологии точки безубыточности производства предлагают Керимов В. Э. и Роженецкий О. А. По их мнению одним из мощных инструментов является анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» (cost – volume – profit; CVP - анализ). Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты могут с помощью данного метода дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.
Ключевыми элементами CVP – анализа выступают:
1. Маржинальный доход,
2. Порог рентабельности,
3. Производственный левередж,
4. Маржинальный запас прочности.
1. Маржинальный доход – это разница между выручкой предприятия от реализации и суммой переменных затрат.
Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
1. Существует два подхода при определении величины маржинального дохода:
- Выручка за вычетом всех переменных затрат, то есть всех прямых расходов и части накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства;
- Величина маржинального дохода равняется сумме постоянных затрат и прибыли предприятия.
Средняя величина маржинального дохода – это разница между ценой и средними переменными затратами, она показывает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Норма маржинального дохода – доля величины маржинального дохода при выручке от реализации (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.
2. Порог рентабельности – это показатель, характеризующий объем реализации предприятия, при котором выручка предприятия равна всем его совокупным затратам.
Для вычисления порога рентабельности используются три метода:
- графический;
- метод уравнений;
- метод маржинального дохода
Метод уравнений:
Прибыль предприятия равна выручке за вычетом величины переменных и постоянных затрат.
Детализируя порядок расчета показателей формулы:
Прибыль = (Цена за единицу × количество единиц) - (переменные затраты на единицу × количество единиц) – постоянные затраты
Метод маржинального дохода:
Точка безубыточности = (постоянные затраты)/(норма маржинального дохода)
3. Производственный левередж (рычаг) – механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат, с его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж.
Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в меньшей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.
Производственный левередж определяется с помощью следующей формулы:
Эпл=МД/П (1.17)