Потребительский рынок и его основные элементы
· Отложенный спрос населения на отдельные изделия;
· Ярко выраженное влияние НТП и жилищных условий населения;
· Общественный характер использования многих предметов;
· Организация дополнительных услуг по эксплуатации многих изделий, торговля запасными частями.
Эти особенности обуславливаются своеобразием подходов к прогнозированию спроса и формирования структуры товарооборота. Например, нельзя определять перспективы развития спроса, не располагая данными о наличии товаров длительного пользования населения.
В переходный период потребительский рынок приобретает различные формы, появляются новые каналы реализации товаров населению.
По каналам реализации товаров потребительский рынок можно подразделить на :
· Организованный;
· Неорганизованный .
Организованный рынок – охватывает реализацию товаров через официально зарегистрированную торговую сеть магазинов, палаток, киосков, предприятий общественного питания всех форм собственности. К этой категории относится также реализация товаров населению непосредственно производящими предприятиями и организациями, а также осуществляющими реализацию товаров, полученных по обменным операциям и торговым сделкам.
Неорганизованный рынок – охватывает реализацию частными лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, товаров как произведенных в стране, так и привезенных из стран ближнего и дальнего зарубежья в порядке свободной торговли в специально отведенных местах (вещевых и смешанных рынках и т.д.) либо на улицах, площадях и других местах.