Потребительский рынок и его основные элементы
Иногда взаимодействие и структура спроса и предложения имеют, свои особенности.
Например, для рынка ресурсов, используемых для производства другого товара, принципиальной является прибыль от последующих поставок готовых изделий, и увеличивать потребление ресурсов (т.е. значение спроса на них) целесообразно лишь пока прирост их общей стоимости за счет покупки дополнительной единицы ресурса меньше, чем прирост дохода от продажи дополнительного количества готовых изделий, поставленных благодаря данной дополнительной единице купленного ресурса. Для выяснения, каким образом себя будет вести кривая рыночного (отраслевого) долгосрочного предложения, принципиальным становится влияние роста отрасли на цены используемых в данной отрасли ресурсов; если благодаря своим увеличившимся размерам отрасль получает возможность приобретать необходимые ресурсы по более низким ценам, то кривая долговременного отраслевого предложения будет убывающей.
Или, например, при выяснении характера кривой совокупного спроса, т.е. объемов национального производства, которые готовы купить все потребители страны при различном совокупном уровне цен, становится принципиальным влияние изменений уровня цен в стране на процентные ставки, инфляционные ожидания потребителей и спрос на импортные товары. При выяснении характера кривой совокупного предложения определяющим становится наличие в стране свободных для дополнительного использования ресурсов.
Потребительский рынок обслуживает в основном сферу личностного потребления населения. Он представляет собой сложную систему. Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по различным признакам:
· По региональному признаку;
· По назначению (рынок продовольственных, непродовольственных товаров, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода);
· По каналам реализации товаров.
Это позволяет в составе всего потребительского рынка выделить рынки регионов отдельных товаров для анализа их развития и достижения пропорциональности спроса и предложения как в целом по стране, так и по регионам, по отдельным товарам, а также целенаправленно формировать структуру потребления товаров населением страны.
Потребительский рынок характеризуется, прежде всего долей в его составе продовольственных и непродовольственных товаров. Для рынка продовольственных товаров характерны следующие специфические черты:
· Широкая взаимозаменяемость товаров по своему функциональному назначению, что обуславливает отсутствие отлаженного спроса;
· Сезонность производства ряда продовольственных товаров, что вызывает существенные колебания реализованного спроса;
· Более широкие связи между торговлей и производством;
· Совпадение в основном срока производства товаров с их потреблением;
· Ограниченность срока хранения ряда продуктов питания.
Рынок непродовольственных товаров отличается:
· более широким ассортиментом;
· высокой степенью обновления, существенным изменением спроса под воздействием моды;
· отсутствием естественных ограничений размеров потребления товаров;
· выраженной индивидуальностью в спросе населения;
· более четким разграничением товаров по функциональному назначению;
· более высокими требованиями населения к ассортименту и качеству товаров.
Для рынка товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода характерны:
· Более длительные сроки потребления;