Способы диагностики экономического состояния
Комплексная диагностика состояния предприятия позволяет оценить все (или многие) аспекты хозяйственных процессов, но представляет собой достаточно трудоемкий процесс, и проводится, как правило, сторонними консультантами. В связи с этим потенциальная периодичность проведения комплексной диагностики очень низка – менее одного раза в год, и практика показывает, что ее выполняет ограниченное число предприятий, в основном, находящихся в кризисном состоянии или перед осуществлением каких-либо крупных проектов (например, внедрение информационных систем управления). Применение для оценки надежности комплексной диагностики, очевидно, будет противоречить важному экономическому принципу – принципу рентабельности, который означает, что затраты на управления надежностью не должны превышать полученный от этого финансовый результат.
Третья группа диагностических исследований – диагностика банкротства. Необходимо заметить, что целью диагностики, наряду с констатацией факта банкротства, является прогнозирование кризисных ситуаций.
Возможное наступление банкротства является кризисным состоянием предприятия. Это значит, что оно неспособно осуществлять финансовое обеспечение своей производственной деятельности. Неплатежеспособности предприятия соответствует неудовлетворительная структура его баланса.
Прогнозирование банкротства, как показывает зарубежный опыт, возможно за 1,5-2 года до появления его очевидных признаков.
Признаки банкротства свидетельствуют о возможных финансовых затруднениях и вероятности банкротства в недалеком будущем. Это такие признаки как: снижение производственного потенциала, наличие хронически просроченной кредиторской и дебиторской задолженности и др. Предприятию следует обратить внимание на эти признаки, а также на те показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать текущее финансовое состояние как критическое, но сигнализируют о возможности его ухудшения (например, потеря ключевых контрагентов).
В отечественной практике при диагностике несостоятельности использовалась методика, изложенная в Постановлении Правительства РФ от 20.05.94 № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» и основанная на применении ограниченного круга показателей: коэффициентов текущей ликвидности (Ктл), обеспеченности собственным оборотным капиталом (Кос) и восстановления (утраты) платежеспособности (Кв(у).п.). Основанием для признания структуры предприятия неудовлетворительной являлось наличие одного из условий:
· коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имел значение ниже нормативного (< 2 для РФ);
· коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода имел значение ниже нормативного (< 0,1 для РФ).
В этом случае, а также при наличии тенденций к ухудшению показателей рассчитывались Кв(у).п., затем принималось решение о признании или об отсрочке признания предприятия неплатежеспособным.
Однако данная система критериев несовершенна. По этой методике можно объявить банкротом даже высокорентабельное предприятие, если оно использует в обороте много заемных средств.
Диагностика банкротства – прежде всего выявление объекта исследования. В первую очередь, это показатели текущего и перспективного потока платежей и показатели формирования чистого денежного потока по производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Не всегда отклонение от формально предписанных значений коэффициентов свидетельствует о необходимости объявления предприятия банкротом. Нередко ликвидация должника – банкрота невыгодна ни кредиторам, ни государству [8, с. 26].
Наиболее распространенными в практике прогнозирования возможного банкротства являются предложенные американским профессором Э. Альтманом Z - модели.
Простейшей из них является двухфакторная модель. Для нее выбираются два показателя, от которых, по мнению Э. Альтмана, зависит вероятность банкротства. В их числе коэффициент текущей ликвидности (Ктл) и коэффициент финансовой зависимости (удельный вес заемных средств в пассивах) (Кфз).