Общественные и частные блага, предоставляемые государством
Ввод жилья в России сократился с 72,8 млн кв. м общей площади в 1988 г. до 30,3 млн кв. м в 2000 г. При этом предприятиями федеральной собственности вводится только 7,5%. 11 млн семей и одиночек живут в коммунальных квартирах, общежитиях, арендуют жилье у частных лиц. Около 1,5% населения страны проживает в ветхих и аварийных домах, 17 млн граждан РФ располагают жилой площадью менее 5 кв. м на человека – предельной санитарной нормы. В очереди на улучшение жилищных условий стоит около 5,9 млн семей.
Тяжелую ситуацию усугубил приток в Россию около 4 млн мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья, массовый отъезд жителей с Севера, увольнение из армии около 500 тыс. военнослужащих, запоздалое отселение тысяч семей из зоны Чернобыля. Именно на эти группы населения в 90-е гг. уходила значительная часть ассигнований на жилищное строительство из федерального бюджета. Принятая в начале 2002 г. ФЦП "Жилище" для решения этих проблем является комплексной и включает в себя ФЦП "Государственные жилищные сертификаты" и следующие подпрограммы:
- "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда";
- "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации";
- "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф";
- "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отчислению с комплекса "Байконур";
- "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации";
- "Свой дом";
- "Обеспечение жильем молодых семей".
Вышеуказанные вопросы не могут быть решены только государством, и поэтому необходимо привлечение всех сил, инструментов, создание соответствующего рыночного механизма. Они не могут быть полностью достигнуты в течение трех-пяти лет. Социальную поддержку должны были получать только те, кто без нее не может обойтись, и она должна была носить целевой, адресный характер.