Общественные и частные блага, предоставляемые государством
Проблема финансовой поддержки населения должна решаться за счет многих источников. Кроме использования бюджетных финансовых ресурсов многие социальные задачи решаются с помощью внебюджетных социальных фондов: пенсионного, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Они аккумулируют поступающие социальные взносы, в основном от юридических лиц, а затем направляют средства на пенсионное обслуживание, обязательное медицинское страхование, финансовые выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и уходу за ним до полутора лет, санаторно-курортное обслуживание, на погребение.
Непосредственная работа с населением по осуществлению социальной поддержки осуществляется органами местного самоуправления в городах и сельских населенных пунктах. Органы местного самоуправления – это собрание представителей (дума, муниципальный совет и т.п.) и администрация, в структуре которой имеются соответствующие подразделения, занимающиеся проведением социальной политики среди населения города или сельского населенного пункта. Субъектами этой политики государства выступают также учреждения образования, здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры и спорта, социального обеспечения и социальной защиты, организации и предприятия жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, торговли, общественного питания, пассажирского транспорта и связи в части обслуживания населения.
Около 30% населения, работающего в хозяйстве страны, заняты в организациях и на предприятиях, осуществляющих социальную деятельность.
Россия в 1993 г. провозгласила себя социально ориентированным государством. В Конституции продекларированы такие социальные гарантии, как право на труд, отдых, образование, здравоохранение, пенсионное обслуживание, поддержка семьи и т.п. Однако предстоит еще пройти огромный путь для их реального осуществления. Получение социальных благ во многом зависит от состояния демографических проблем. Для их решения в сентябре 2001 г. Правительство РФ своим распоряжением № 1270 утвердило "Концепцию демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года". В соответствии с нею целью демографического развития являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту. Это может быть достигнуто при осуществлении следующих задач:
- увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения;
- увеличения продолжительности активной (здоровой) жизни;
- улучшения репродуктивного здоровья населения;
- улучшения качества жизни хронически больных и инвалидов;
- создания предпосылок для повышения рождаемости;
- всестороннего укрепления института семьи;
- создания условий для самореализации молодежи;
- обеспечения социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка.
Одним из индикаторов, качественно характеризующих уровень развития социальной сферы, здравоохранения, является младенческая смертность – число умерших детей в возрасте до одного года, исчисленный в промилле (на 1000 детей). В России этот показатель всегда был очень высоким в сравнении с европейскими странами и, если в 1993 г. он был равен 19,9Й, то в последние годы регулярно снижался и в 2000 г. составлял 15,3Й. В развитых странах – Швеции, Норвегии, Австрии – 5-7Й.
С точки зрения экономики наибольшие проблемы, безусловно, будут при совершенствовании системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в т.ч. определение размеров пособий и обеспечение их адресности. Предполагается детские пособия, а также налоговые вычеты дифференцировать с учетом материальных условий семьи и ее социального положения. Необходимо также будет направить значительные финансовые ресурсы государства, субъектов РФ на решение жилищных проблем молодых семей, развитие механизма безвозмездных субсидий (в зависимости от количества родившихся детей), а также более активное ипотечное кредитование с учетом уже имеющихся детей в семье.
От положения в жилищном секторе во многом зависит уровень жизни граждан и возможность решения проблем дальнейшего развития государства. Положение, которое сложилось сегодня в жилищно-коммунальной сфере, специалисты называют критическим. Жилищная обеспеченность в стране в расчете на душу населения составляет 19,4 кв. м, тогда как в развитых странах на одного человека приходится не менее 30 кв. м.