Роль налоговой системы в повышении эффективности функционирования национальной экономики
Это обусловило принятие в 2001 г. ставки налога на прибыль в размере 24%, и он стал одним из самых небольших в Европе.
В России в 90-е гг. в налогообложении было много льгот, направленных, в основном, на решение конъюнктурных задач. Предоставление их редко отвечало функциональным потребностям экономики страны. Так, льготы по налогообложению малых предприятий гораздо эффективнее были в конце 80-х – начале 90-х гг. НДС в отечественной экономике составляет свыше четверти всех доходов бюджетной системы, а с учетом других косвенных налогов они дают еще большую долю, ведущую к завышению цены. С 2001 г. НДС полностью уходит в федеральный бюджет.
С 1998-1999 гг. правительство пытается поднять значение акцизов на ликероводочную и табачную продукцию в формировании госбюджета и бюджетов субъектов РФ. Введение с 2001 г. единой ставки подоходного налога в размере 13% вне зависимости от доходов физического лица, уменьшение различных льгот уже в первом полугодии 2001 г. привели к увеличению сбора подоходных налогов.
До 2001 г. налоговые поступления делились примерно пополам между центром и субъектами РФ, но при этом на федеральном уровне преобладали косвенные налоги, а на уровне субъектов – прямые. В 2001 г. 63% налогов стало уходить федеральным властям, что вызвало резко негативную реакцию глав регионов. В бюджете на 2003 г. соотношение налоговых поступлений центру и территориям сформировалось с учетом мнения последних, но нарастает тенденция централизации налоговых поступлений в федеральном бюджете.
Налоги в рыночной экономике наполняют бюджет и экономическими методами стимулируют развитие национального хозяйства в заданном направлении. Недобор налогов в РФ на 30-35% от потенциально возможной налогооблагаемой базы стал обычным явлением. Федеральные органы управления после 1992 г., когда из-за гиперинфляции фактические поступления в бюджет на 6,7% превысили запланированные (профицит), не смогут спрогнозировать ожидаемые доходы. После 1999 г. Правительство регулярно собирает налогов больше, чем планируется в бюджете. Некоторые экономисты называют это явление существованием параллельного бюджета, когда доходы собираются не по закону о бюджете, а в соответствии с текущими целями Правительства. Спад производства, сокращение размера ВВП объективно вели к неуплате ведущих налогов – НДС и налога на прибыль. Правительство несвоевременно оплачивало взятые на себя обязательства по государственному заказу, что также вело к невыполнению налоговых платежей. Взаимные неплатежи, недоимки, а также сокращение наличных расчетов, массовые уклонения от чрезмерно высокого налогообложения привели отечественную налоговую систему в состояние тяжелейшего кризиса.
Радикальным решением проблемы наполнения бюджета стала новая налоговая система, формирование которой началось осенью 1997 г. с принятием Закона "Об основах налоговой реформы в Российской Федерации", а в следующем году – первой части Налогового кодекса. Но кризис 1998 г. приостановил эти реформы, и только с 2000 г. первая часть Налогового кодекса и Бюджетный кодекс начали действовать в полной мере. Вторая часть Налогового кодекса, хотя и не в полной мере, вступила в действие с 2001 г.
Для государственного регулирования национальной экономики необходимо внедрение в практическую деятельность всех методов, форм и инструментов денежной, финансовой, кредитной и налоговой систем, и только тогда можно будет ожидать позитивных изменений в российской действительности.