Роль налоговой системы в повышении эффективности функционирования национальной экономики
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые органами государственной власти с физических и юридических лиц и поступающие в федеральный и местные бюджеты. Налоговая система ориентирована на решение фискально-перераспределительных задач, на обеспечение финансовыми ресурсами доходной части бюджета путем изъятия денег у предприятий, предпринимателей, населения. Также налоги должны способствовать формированию стимулов в развитии и улучшении производственной деятельности. Предприятия не должны испытывать налоговый пресс, который бы не позволял производству нормально функционировать.
В странах со значительным периодом функционирования рыночной экономики эмпирически определена верхняя граница налога на прибыль в 50%. Налоги на этом уровне и выше ведут, по оценкам западных специалистов, к свертыванию производства, и оптимальным может быть размер в 30-35%. Поскольку этот прямой налог не способствует амортизационным накоплениям, ведет к снижению инвестиций, инноваций, то во многих странах Европы на практике величина данного налога не превышает 10%. В различных государствах подоходному налогу отводится разная роль в реализации вышеперечисленных требований к налоговой системе.
В США, где преобладает индивидуальное предпринимательство, ставка подоходного налога в 70-е гг. достигала 70%, в 1998 г. – 40%. В странах Европы, где распространены социалистические идеи, он не был значительным для населения со средними доходами, но применялось высокое налогообложение предпринимателей. В РФ подоходный налог сейчас 13%.
В последние годы во всех странах мира все большее распространение получают косвенные налоги, поскольку изъятие денежных средств у потребителя происходит добровольно и в соответствии с уровнем его потребностей. НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины и другие косвенные налоги в странах ЕС достигают 50-60%, а в США, Канаде, Японии – 20-30%, поскольку там существует негативное отношение к уравнительным принципам в хозяйственном механизме.
Налоги составляют преобладающую долю доходной части государственного бюджета стран с рыночной экономикой. Удельный вес всех налоговых поступлений в валовом национальном продукте составлял в 1995 г.: в США – 30%, Японии – 31, Великобритании – 37, Канаде – 37, в Германии – 38, Италии – 40, во Франции – 44, в Швеции – 61% 13>>>.
Современная налоговая система РФ начала формироваться в 1992 г. практически с нуля. В рыночной экономике налоги играют качественно новую, чем было раньше в России, роль в функционировании субъектов хозяйствования, повышаются требования ко всем лицам – и физическим, и юридическим.
В основном налоги обслуживают бюджетную систему, и выбранная в России модель налогообложения во многом копирует системы, действующие в развитых странах Европы, где большое значение придается косвенным налогам, и, прежде всего налогу на добавленную стоимость. В конце 90-х годов косвенные налоги в РФ превышали 68% от всех налоговых поступлений, а налоги на доходы юридических лиц свыше 17%, подоходный налог с физических лиц – 12,5%.
Действовавшая до 2000 г. в РФ система налогообложения, по оценке практически всех специалистов, не обеспечивала наполнение бюджета, не стимулировала развития сектора нефинансовых предприятий, не ориентировала на изъятие сверхприбылей у наиболее богатых лиц. По всей видимости, короткий период формирования данной системы, а также реализация отдельными слоями общества частных задач не позволили избежать "перегибов" в российском налогообложении.
Формирование новой налоговой системы в настоящее время в полном разгаре. До 2002 г. в России действовал очень высокий порог ставки налога на прибыль: 35% – для предприятий, 43% – для банков. Поскольку государство жестко регламентирует порядок формирования издержек, например, нормирует платежи за кредиты, расходы на рекламу и другие, то в реальности этот налог превышал 50% валовой прибыли, что предопределяет дальнейшее распространение "черного нала", сокрытие предприятиями фактической прибыли. По оценке некоторых экономистов, в России в отдельных отраслях изымается 90% прибыли предприятий. В 1998 г., по данным бухгалтерской отчетности, число убыточных предприятий в РФ достигало 53,2%, в 1999 г. – 40,5, а по итогам 2000 г. – 41,6%.