К вопросу построения системы органов управления субъектом РФ
Основы устройства федеративного государства предполагают определенную автономию составляющих его субъектов. По Конституции субъектов Федерации 83. Хотя de jure все они равны, de facto – республики имеют больше прав и меньше обязанностей, чем другие регионы.
Руководство исполнительной властью осуществляет руководитель администрации субъекта РФ.
В настоящее время все субъекты РФ получили право самостоятельно формировать такую структуру управления, которая отвечает их хозяйственным, территориальным, национальным и другим интересам. Администрация субъекта РФ определяет набор комитетов, управлений и других структур, которые должны обеспечить устойчивое развитие региона. Затраты на их содержание производятся из территориального бюджета. Государственное управление, государственная служба этим уровнем ограничивается, а далее начинаются полномочия местных (муниципальных) органов самоуправления. В субъектах РФ также имеются региональные структуры, для которых вертикальное подчинение федеральным органам определено Президентом. Например, вертикаль казначейства идет от федерального уровня до административного района. Его полномочия определены центром, и им же осуществляется финансирование.
Сущность федерализма – равные права всех субъектов государства, определенная политическая, экономическая, культурная автономия. Она предполагают локализацию и децентрализацию управления.
В каждом субъекте РФ действуют подразделения федеральных органов власти, которые независимы, и их полномочия определяются соответствующими нормативными документами. В их состав, кроме силовых структур, входят и экономические подразделения. На территории среднего (по размеру площади) субъекта РФ может действовать до 70 федеральных структур различных ветвей власти, которые формально не подчиняются главе администрации региона. К ним относятся комитеты природных ресурсов, государственной статистики, по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и т.д. Больше всего в регионе действует федеральных управлений.
После создания в 2000 г. федеральных округов их представители в каждом субъекте РФ в лице федерального инспектора стали координировать деятельность всех вышеперечисленных органов. Для этого создана коллегия федеральных органов субъекта РФ, в которую входят руководители наиболее представительных федеральных организаций.
Фактически в каждом субъекте РФ получается две системы управления. Глава администрации управляет хозяйственными вопросами локального характера, а более серьезные проблемы обороны, государственной и внутренней безопасности, денежного обращения, информации, исполнения наказаний решают представители федерального округа.
Примерная структура органов областной администрации включает управления: сельского хозяйства, экономики, внутренних дел, культуры; комитеты: социальной защиты, по делам архивов, экономики, строительства и архитектуры, управления государственным имуществом, промышленности, а также ее отдельных секторов (отраслей), по внешнеэкономической деятельности, по развитию малого предпринимательства, по земельным ресурсам и землеустройству, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и дорожного строительства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, по делам молодежи, труда, по делам печати и информации и т.п.
При главе администрации субъекта РФ создан аппарат. В аппарате имеются небольшие отделы, которые могут в определенной степени компенсировать отсутствие
По действующим в России законам местное (муниципальное) самоуправление является в финансовом отношении абсолютно независимым. Несовершенство государственного и регионального законодательства привело в настоящее время к непреодолимым противоречиям в деятельности муниципальных образований.