Реструктурирование компании как направление вывода предприятия из кризиса. Формы реструктурирования.
Практика антикризисного управления свидетельствует, что программы или планы по выводу предприятия из кризиса не обходятся без использования механизмов реструктуризации.
В ГК под реорганизацией понимаются такие преобразования юр. лица, как слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.
При слиянии юр. лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юр. лицу.
При присоединении юр. лица или лиц к другому юр. лицу переходят права и обязанности присоединенного юр. лица
При разделении юр. лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юр. лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава юр. лица одного или нескольких юр. лиц к каждому из них переходят те права и обязанности реорганизуемого юр. лица, которые передаются каждому из них в соответствии с разделительным балансом.
При преобразовании юр. лица в юр. лицо с иной организационно-правовой формой у вновь возникающему юр.лицу переходят права и обязанности реорганизованного юр.лица.
Согласно закону «О несостоятельности (банкротстве)» реорганизационные процедуры делят на ликвидационные (конкурсное производство) и реорганизационные (внешнее управление, финансовое оздоровление и иные процедуры, которые не влекут за собой ликвидацию компании).
Понятие реструктурирование (реструктуризация) характеризует процесс изменения структуры собственности, активов и пассивов, производственной и организационной структур управления. Цель реструктурирования предприятия – повышение его эффективности и конкурентоспособности, а для неплатежеспособного – восстановление его платежеспособности и финансовой устойчивости как необходимых условий повышения эффективности и конкурентоспособности.
Различают две формы реструктуризации:
1. Оперативная, направленная на решение наиболее острых экономических и финансовых проблем в краткосрочном периоде. Результатом успешного проведения оперативной реструктуризации является создание условий эффективного функционирования и развития предприятия, при которых оно начинает получать стабильные доходы и поэтому становится инвестиционно привлекательным. Результаты появляются:
- в восстановлении текущей платежеспособности и получении доходов в объемах, необходимых для погашения просроченных обязательств;
- в улучшении показателей ликвидности;
- в повышении финансовой устойчивости;
- в росте показателей рентабельности.
Успешное осуществление оперативной реструктуризации создает необходимые условия для дальнейшего проведения следующей формы.
2. Стратегическая реструктуризация, ориентированная на достижение целей, стоящих перед предприятием в долгосрочной перспективе. Содержанием стратегической реструктуризации является:
- анализ сфер деятельности предприятия;
- разработка стратегии маркетинга;
- разработка нескольких вариантов развития предприятия, включающая в себя разработку снабженческо-сбытовой, ценовой, финансовой и инвестиционной политики;
- бизнес-планирование на основе выбранного варианта стратегии развития;
- организация исполнения бизнес-плана.
Результатом успешного проведения стратегической реструктуризации является рост чистой текущей стоимости будущих доходов, эффективности и конкурентоспособности, а также рыночной стоимости собственного капитала в долгосрочной перспективе.
Антикризисные программы в основном ориентированы на применение в отношении неплатежеспособных предприятий методов оперативной реструктуризации, которая проводится в следующих направлениях:
1. Реструктуризация бизнеса.
2. Реструктуризация имущественного комплекса.
3. Реструктуризация собственности (акционерного капитала).
4. Реструктуризация задолженности.
5. Реструктуризация организационной структуры управления кризисным предприятием.
Рассмотрим каждый из перечисленных элементов подробнее.
Реструктуризация бизнеса.
Основной целью реструктуризации предприятия является формирование его эффективной бизнес-структуры.
Основными задачами, которые необходимо решить в ходе реструктуризации бизнеса компании, являются:
• восстановление, структурирование, развитие и сохранение под собственным контролем профильных видов бизнеса предприятия;
• определение оптимальных размеров своего участия в непрофильных видах бизнеса, организационное оформление этих видов бизнеса и продажа заинтересованным инвесторам с сохранением оговоренной доли своего участия в них;