Антиинфляционное регулирование экономики.
Существует альтернатива неоклассическому подходу борьбы со стагфляцией. Суть ее заключается в том, чтобы не добиваться снижения инфляции любыми путями, а сделать ее и другие процессы в экономике «управляемыми».Следует напрямую воздействовать на совокупное предложение, пытаясь достигнуть уровня естественного объема производства, а не стараться вернуться на кривую Филлипса с помощью рестриктивной монетарной и фискальной политики. Для этого можно использовать ужесточение стандартов, целевое финансирование и кредитование, селективную поддержку отраслей, протекционистские меры, элементы политики доходов, незначительно ужесточая финансовую и денежную политику. Последний вариант создает меньшие социальные издержки и кажется более эффективным.
Вышеприведенный анализ косвенных средств антиинфляционной политики был сделан применительно к экономически развитым странам. Для них характерны относительно небольшие темпы инфляции и уровня безработицы (максимальный темп до 20% в год). Во многих развивающихся странах Латинской Америки - Аргентине, Боливии, Бразилии, Мексике, Никарагуа, Перу, Чили, государствах Восточной Европы - Польше, бывшем СССР и Югославии в 70-90-е годы наблюдался очень высокий уровень цен: галопирующая инфляция или гиперинфляция.
Тогда во временном аспекте у правительства существует две альтернативы проведения антиинфляционной политики
. Она может осуществляться постепенно в течение длительного периода - политика градуирования
или резко - шоковая терапия
. В экономической теории нет ответа на вопрос, какая тактика эффективнее и несет меньшие социальные издержки. Все зависит от размеров страны, темпов инфляции и уровня безработицы, степени и условий вхождения в мировой рынок, поддержки преобразований международными финансовыми организациями, социально-политической обстановки в стране и т.п.
Радикальным средством уравновешивания количества обращающихся денег с товарной массой является либерализация цен и / или денежная реформа конфискационного типа. Обычно эти первичные средства шоковой терапии применяются для перевода инфляции из скрытой формы в явную или в условиях гиперинфляции. В результате реформы изменяется соотношение между номинальной массой денег и номинальным уровнем доходов и цен. Старые деньги обмениваются на новые с некоторыми ограничениями. В результате денежная масса распределяется по сложившемуся уровню реальных доходов. Конфискационная денежная реформа будет первым шагом на пути остановки гиперинфляции в случае изменения курса монетарной и фискальной политики. В противном случае цены быстро достигнут дореформенного уровня.
Сторонники шоковой терапии считают, что ее последовательное применение приводит к усилению доверия населения к желанию правительства бороться с инфляцией. Это изменяет характер инфляционных ожиданий экономических субъектов и уничтожает инфляционную инерцию. В результате темпы роста цен будут снижаться. Отрицательные последствия резкого сокращения денежной массы, бюджетных расходов и т.п. заключаются в сильном спаде производства, росте безработицы, снижении материального положения людей.
Градуирование в краткосрочном плане сопряжено с меньшими социальными издержками. Однако данная политика сохраняет инфляционную инерцию. Поэтому любой инфляционный импульс может привести к ускорению инфляции. Опыт борьбы с инфляцией в странах Латинской Америки показывает, что покончить с галопирующей инфляцией можно только путем решительных действий.
В переходной экономике России антиинфляционные меры первоначально сводились к непоследовательному использованию исключительно монетаристских методов шоковой терапии, которые не дали быстрых положительный результатов. Это связано с тем, что развитие инфляции в России обусловлено действием как монетарных, так и немонетарных факторов. Рост денежной массы в России был обусловлен тремя причинами: во-первых, эмиссионным покрытием Центральным банком бюджетного дефицита; во-вторых, выдачей кредитов рефинансирования коммерческим банкам со стороны Центрального банка; в-третьих, кредитованием дефицита торговли государств СНГ с Россией.
Относительная роль этих источников роста денежной массы на протяжении 1992 - 1994 гг. менялась. В 1992 г. главным фактором были кредиты ближнему зарубежью. Принятые в 1993 г. меры по упорядочению кредитных отношений с этими государствами помогли во многом перекрыть этот канал инфляции. В 1994 г., по некоторым оценкам, объем кредитного финансирования государственного бюджета Центральным банком в 2 раза перекрыл объем кредитов коммерческим банкам. Перечисленные источники кредитования увеличивали денежную базу, на основе которой происходил рост денежной массы и раскручивалась инфляция.