Антиинфляционное регулирование экономики.
Политика доходов использовалась во многих странах - в Великобритании, США и др. эффективность реально проводимой политики доходов без применения косвенных методов воздействия оказалась не очень высокой. В результате в середине 70-х годов практически все развитые страны отказались от ее применения. В 80-е годы ее использовали в некоторых странах с высокой инфляцией: Аргентине, Бразилии, Перу, Израиле, Мексике. Только в двух последних государствах ее использование было эффективным. В СССР политика доходов активно применялась в 30-е годы, затем она стала проводиться менее жестко. Политика доходов была составной частью государственного регулирования в условиях административно-командной системы. Ее эффективность снижалась по мере нарастания диспропорций в экономике, усиления подавленной инфляции и превращения дефицита в деструктурный.
К косвенным методам воздействия
на цены относятся «дефляционные» мероприятия монетарной и фискальной политики. Первоначально они применялись в рамках антициклической политики - метод точной настройки конъюктуры
. В период спада государство проводило экспансионистскую монетарную и / или фискальную политику. Рост спроса в экономике помогал преодолеть повышение безработицы. По мере экономического подъема наблюдался рост темпов инфляции. Устранению «перегрева» экономики помогал «дефляционный топор». Поскольку изменение направления монетарной политики возможно без временного лага, то основная работа падает на Центральный банк. Для замедления темпов инфляции он может ввести ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повысить учетную ставку и норму обязательных резервов, продать ценные государственные бумаги на открытом рынке.
Для снижения темпов прироста денежной массы в ряде развитых стран использовалась политика «тагетирования». Центральным банком устанавливались ориентиры для роста различных денежных агрегатов - М0, М1. Эти ориентиры достаточно часто превышались. Слабый контроль над предложением новых ориентиров, для более широких показателей денежной базы - М2, М3. С одной стороны, уменьшение предложения денег приводит к сокращению производства, банкротству предприятий, кризису неплатежей и росту безработицы. С другой стороны, уменьшение темпа прироста денег может компенсироваться ростом скорости их обращения.
Кроме ограничения количества денег в обращении государство может уменьшить объем совокупного спроса фискальными методами: снизить расходы, повысить ставки прямых и косвенных налогов, отменить налоговые льготы, ужесточить правила, регулирующие порядок и нормы амортизационных отчислений. Применение многих инструментов фискальной политики требует одобрения законодательных органов власти. Поэтому их весьма сложно использовать для краткосрочной настройки конъюнктуры (в том числе инфляции). Финансовая стабилизация и снижение консолидированного дефицита государственного бюджета рассмариваются в качестве общей предпосылки уничтожения инфляции.
Для замедления роста цен могут применяться и инструменты валютной политики
: ограничение притока коротких денег из-за границы, повышение курса национальной валюты. Рост и фиксация курса национальной валюты понижают общий уровень цен посредством снижения цен на готовые и промежуточные импортируемые товары, внутренние экспортируемые товары, инфляционных ожиданий.
Это будет эффективным при наличии следующих условий. Во-первых, курс близок к паритету покупательной способности. Во-вторых, цены практически на все товары связаны с обменным курсом. В-третьих, ограничен инерционный рост номинальной заработной платы. В- четвертых, существуют положительное сальдо платежного баланса, солидные золотовалютные резервы или возможность получения внешних стабилизационных займов под низкий процент.
В условиях стагфляции 70-х годов сдерживающее влияние «дефляционного топора» передавалось в первую очередь на замедление экономического роста и увеличение безработицы. Кейнсианские рецепты лечения экономики стали малоэффективными. Для стабилизации экономики с начала 80-х годов в Великобритании и США стал применяться коктейль из мер, направленных, с одной стороны, на содержание роста денежной массы и сокращение бюджетных расходов, а с другой - на уменьшение налогового бремени для фирм и среднего класса в целях расширения совокупного предложения. В сочетании с сокращением налоговых поступлений краткосрочным результатом данной политики было увеличение бюджетного дефицита и рост государственного долга, сохранение высокой инфляции и значительной безработицы.
Однако в дальнейшем положение постепенно нормализовалось. Снижение темпов предложения денег вкупе с высокими процентными ставками содействовало притоку капитала из-за рубежа. Вместе с кредитной и бюджетной реформой, благоприятными шоками предложения это привело к снижению дефицита бюджета и его неэмиссионному покрытию. Темпы роста цен замедлились, а безработица постепенно рассосалась. Однако такое избавление от стагфляции оказалось слишком тяжелым для экономики.