Конкуренция, монополия и соревнование в административно-командной экономике
Вероятный – выгодный при ценах, которые предположительно будут действовать на рынке в соответствующий период времени, а их уровень – гарантирован объемами поставок товара участниками рынка.
Достаточный – осуществленный в масштабах, обеспечивающих сохранение и развитие конкурентных отношений между участниками.
. Свободная конкуренция и «невидимая рука рынка» в теории А.Смита
«Невидимой рукой» А. Смит называл те экономические силы, которые мы называем спросом и предложением. Законы рынка заставят предпринимателя выпускать не любые продукты, а только те, что нужны покупателям, а продавать их по возможно низкой цене. Только в этом случае он сможет победить своих конкурентов и получить максимальную прибыль. Предприниматель вовсе не думает о благоденствии общества, тем не менее, его эгоизм приносит пользу всем, обеспечивает товарами и услугами лучшего качества и по более низким ценам. Вот почему Смит требует предоставить человеку возможность свободно преследовать в экономической деятельности свою выгоду, и это будет наилучшим образом способствовать общественному благу по средствам роста богатства каждого.
«Невидимая рука» может успешно действовать только в условиях достаточно острой конкуренции. Она способствует снижению цен. Одновременно конкуренция регулирует количество производимых товаров и перелив капиталов и труда из одной отрасли в другую. Механизм конкуренции заставляет предпринимателя постоянно искать пути понижения издержек производства и увеличивать прибыль за счёт роста объёма продаж.
«Невидимая рука» А. Смита (магический 6-ти угольник) включает в себя:
1. Колебание массы и норм прибыли – те сферы бизнеса, которые в данный момент производятся в данной прибыли и достигаются большей нормой прибыли и туда переливаются экономические ресурсы.
2. Рыночные цены на товары, но свободно формирующиеся под влиянием колебаний спроса и предложения на них.
3. Конкуренция заставляет все субъекты рыночной экономики производить только то, что нужно рынку.
4. Спрос – мощнейший двигатель. Рыночная экономика такова, что если есть спрос на ее продукцию, она мобилизует все свои ресурсы, удовлетворит этот спрос.
5. Предложение товаров, услуг. Предложение товаров должно быть достаточным, чтобы полностью покрывать спрос.
6. Ставка процентов за кредиты, который предоставляет ЦБ коммерческим банкам, а коммерческие банки – фирмам и домашним хозяйствам. Ставка процентов за кредиты – мощный регулятор в развитии рыночной экономики.
Что касается свободной конкуренции, то в современных условиях крупно-товарного и высокотехнологичного производства, требующего громадных затрат, она не выгодна и вредна обществу. Для возникновения конкуренции необходима значительная избыточность как основных фондов, так и производства продукции, что приводит к росту затрат и потере ресурсов, затрачиваемых на невостребованную избыточную продукцию, и порождает кризисы перепроизводства.