Конкуренция, монополия и соревнование в административно-командной экономике
Характерные черты системы административно-командной экономики:
1) тенденция к абсолютизации административных методов хозяйствования, а, следовательно, завышению роли государства в экономическом развитии. Именно это дает основания квалифицировать данную модель как «административно-командную систему управления». При этом, естественно, речь идет лишь о преобладании командных методов, ибо чисто административной (как и чисто экономической) системы управления в реальной жизни не существует.
2) планирование от достигнутого, а плановая установка превращалась в директиву, которую нужно выполнять любой ценой. В некоторых случаях такие адресные задания давали положительные результаты, но в конечном счете все чаще приводили к излишним затратам, к неэффективному хозяйствованию, к стремлению получить заниженный план. Тем самым создавалась благоприятная почва для приписок, ибо производитель отчитывался не перед потребителем, а перед вышестоящим управленческим органом, причем отчитывался на бумаге. И если отчет принимался, то благополучие предприятию было обеспечено независимо от конечных результатов работы, которые могут быть реально оценены только в сферах обмена и потребления.
3) централизованное распределение ресурсов, вызванное необходимостью твердые адресных заданий как фундамента планирования. На этом основана система фондированного материально-технического снабжения с громоздким механизмом предварительных заявок, порождающая полную зависимость потребителей от производителей, дефицит, стремление обезопасить себя путем накопления и омертвления производственных запасов;
4) отсутствуют признаки конкуренции;
5) монополия на средства производства принадлежит государству.
В условиях административно-командной системы товарно-денежные отношения становятся формальными, хозрасчет нарушается, преобладают перераспределительные процессы и безвозмездное изъятие средств.
Административная система управления порождает:
1) отрыв народнохозяйственного плана от объективных потребностей развития экономики;
2) обострение противоречий между интересами отдельных звеньев управления и незаинтересованность низовых производственных единиц в напряженном плане;
3) подрыв демократических начал в управлении, подавление инициативы и творчества производственных коллективов из-за ограниченности прав в принятии хозяйственных решений, которые навязываются им сверху;
4) разбухание административного аппарата управления, его многозвенность, что неизбежно приводит к росту бюрократизма в системе управления.
18. Проблемы создания конкурентной среды и противодействия монополизму в переходной экономике
Особенности структуры рынков переходной экономики:
1) Структура рынков характеризуется завышенным уровнем концентрации во многих отраслях.
2) Значительно меньший уровень продуктовой дифференциации.
3) Отсутствие полноценных информационных, финансовых и правовых инфраструктур рынка, которое усиливает монопольные эффекты в экономике.
Особый фактор, искажающий формирование нормальной рыночной среды в переходной экономике – поведение властных структур, практикующих активное вмешательство в экономику (поддержка отдельных предприятий, путем предоставления налоговых льгот и субсидий; слишком сложные бюрократические процедуры регистрации и пр.).
Разрастание не денежной экономики и теневого сектора (характерных для условий переходного периода), свидетельствуют о неэффективности используемых форм государственного регулирования как на микро-, так и на макроуровне.
Виды конкурентного поведения фирм:
1) традиционные, присущие развитой рыночной экономике;
2) специфические формы поиска ренты, унаследованные от командной экономики (ожидание поддержки от властей, борьба за получение льгот, невыполнение обязательств перед государством);
3) связанные с неразвитостью рыночных институтов и кризисной экономической средой переходного периода (невыполнение обязательств перед кредиторами, невыплата зарплаты, бартер и прочие виды не денежных расчетов, производство незарегистрированной продукции, использование незарегистрированной рабочей силы и других ресурсов).
Специфические виды барьеров, присущие рынкам переходной экономики:
1) действия органов государственной власти на всех уровнях в процессе государственного регулирования экономики;
2) барьеры криминального характера, представляющие угрозу не только добросовестной конкуренции, но и экономическому развитию в целом;
3) стратегическое поведение предприятий, использующих описанные специфические формы.
При оценке степени преодолимости барьеров входа на рынок рекомендуется использовать критерии своевременности, вероятности и достаточности входа на рынок новых субъектов.
Своевременные – осуществленные в пределах двух лет с начала предварительного планирования до реализации значительного воздействия на рынок.