Сущность и значение малого бизнеса для укрепления Казахстана
Малый и средний бизнес находится в центре интересов казахстанского общества, затрагивает жизнь всего населения страны. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность, основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Вопреки общераспространенному мнению малый бизнес процветает в тени крупного бизнеса. Как правило, малые производства являются более прибыльными, нежели крупные перерабатывающие компании.
Хотя малый бизнес процветает почти в каждой отрасли, в некоторых он занимает более сильные позиции, чем в других. Требования каждой основной группы отраслей - начальные финансовые вложения в персонал, материалы и оборудование определяют, насколько устойчивым будет присутствие в них малого бизнеса. Если судить по количеству наемных работников, малый бизнес преобладает в трех из четырех основных групп отраслей: оптовой торговле, розничной торговле и сфере услуг. Менее сильной является позиция в производстве, главным образом из-за больших денежных средств, необходимых для начала дела.
Возможности развития предпринимательства имеются фактически в каждой отрасли. В любой отрасли малые предприятия достигают наибольшего успеха, когда являются новаторами. Например, в производстве малый бизнес успешно конкурирует в высокотехнологичных отраслях, таких как производство химических веществ и электроника. Сфера услуг благодаря легкости, с которой можно начать дело, привлекает многих предпринимателей и является наиболее быстро развивающейся частью экономики.
По итоговому отчету исследований BRCA, в Республике Казахстан согласно официальным данным Агентства Республики Казахстан по статистике, на начало июня 2010 года было зарегистрировано всего 564 012 субъектов малого и среднего бизнеса.
Заметное снижение количества активных субъектов сектора МСБ наблюдалось в феврале 2010 г. Наиболее существенное снижение субъектов прослеживалось в мае. Если в мае 2010 года насчитывалось 664 641 предприятие, то в июне их количество снизилось до 564 012.
Согласно официальным данным статистики, уровень экономически активного населения в III квартале 2010 года составил 8 652 800 человек. Численность занятых в малом и среднем бизнесе на 1 ноября т.г. в целом по республике составила 2 150 018 человек, что составляет 24,8% от всего экономически активного населения республики[10].
Для сравнения, в экономически развитых странах данный показатель составляет от 47 (Канада) до 75% (Япония).
Из них на предприятиях малого бизнеса заняты 553 400 человек, в организациях среднего предпринимательства – 422 464 человека. В сфере индивидуального предпринимательства заняты 728 682 человека, в крестьянских (фермерских) хозяйствах – 445 472 человека.
Объем выпуска продукции предприятиями малого и среднего бизнеса за январь- октябрь 2010 г. составил 4 671 890 млн. тенге. Основная часть выпускаемой продукции производится предприятиями малого бизнеса – 2 783 835 млн. тенге, или 59,5% всей продукции, производимой в секторе МСБ.
По данным исследования, улучшение экономической ситуации в регионах страны во многом зависит от решения проблем, препятствующих развитию предпринимательства.