Сущность и значение малого бизнеса для укрепления Казахстана
Вместе с тем стоит отметить, что суть проблемы налогообложения лежит гораздо глубже, чем просто в большом налогом бремени предприятий.
Субъекты малого предпринимательства довольно часто подвергают критике представителей государства, чиновников всех уровней, различные ведомства, выражая свое недовольство их работой, а также принимаемыми законодательными актами. Несомненно, несовершенство законодательной базы в итоге приводит к конфликту между государством и малыми предприятиями. Так создаваемые нормативные акты, направленные на урегулирование налогообложения, содержат двусмысленные, расплывчатые формулировки, тем самым, показывая недоработанность. Резкой критике подвергается вся налоговая система, в частности механизмы взимания и распределения (перераспределения) налогов. Для бизнесмена поход в налоговую службу ассоциируется с томительным ожиданием и некачественным консультированием[5].
В результате государство старается совершенствовать налоговое законодательство, в то время как предприниматели адаптируются иным способом: минимизируют свои налоги, прибегая к так называемым серым схемам, уходя в теневую экономику.
В связи со сказанным стоит выделить основные проблемы налоговой системы в отношении малого бизнеса:
а)отсутствие развитости механизмов налогообложения и перераспределения налогов;
б) нестабильное, постоянное изменяющееся налогов законодательство;
в) сложность и расплывчатость норм принимаемых законов в области налогообложения;
г) слишком высокие размеры взимаемых налогов;
д) неразвитый сервис организации работы налоговых ведомств.
Однако указанные меры воспринимаются предпринимателями как недостаточная государственная поддержка, они требуют еще большего снижения налогового бремени для большинства молодых предприятий (хотя бы для тех, опыт работы которых не достиг 3 лет)[6].
Согласно Закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» субъекты частного предпринимательства могут создаваться в любых организационно-правовых формах в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.[6]
Субъекты частной предпринимательской деятельности могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, субъектам среднего предпринимательства, субъектам крупного предпринимательства.
Субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя. Субъектами малого предпринимательства не могут быть признаны физические лица без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие:
- деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
- производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции (кроме производства ювелирных изделий из золота, платины, серебра);
- деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
- проведение лотереи;
- деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса;
- деятельность в области аккредитации сертификации, метрологии и управления качеством;
- деятельность по хранению зерна хлебоприемным предприятием;
- банковскую деятельность и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
- аудиторская деятельность;
- профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг [8].
Основным экономическим агентом рыночной экономики является фирма. Фирма — это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли. Для классификации фирм берут разные признаки. Главными из них являются два: форма собственности и величина фирмы.[7, c. 98]
Если взять за основу собственность, то можно выделить три вида фирм, или предпринимательства: