Заключение
Основным показателем финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот. Он является предметом постоянного анализа руководства торгового предприятия с целью совершенствования политики управления товарооборотом.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы подчеркивается ростом роли торговых организаций в формировании рыночных отношений. Именно в условиях функционирования нормального рынка торговля должна стать активным рычагом для стимулирования роста эффективности производства, более полного удовлетворения потребностей покупателя, успешного развития всего народного хозяйства. Для выполнения этих задач торговым предприятиям необходимо постоянно совершенствовать свою коммерческую работу, расширять спектр выполняемых функций, отвечающих требованиям рынка.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы исследования товарооборота и его структуры.
Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящий в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой - сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребность предприятий в материальных и трудовых ресурсах, характеризует развитие розничной торговой сети.
Основными задачами анализа товарооборота являются: проверка степени выполнения плана товарооборота и удовлетворения спроса покупателей; изучение динамики товарооборота; изучение состава товарооборота (по видам, организационным формам продажи и товарной структуре); определение и количественное измерение факторов, оказывающих влияние на отклонение фактического товарооборота от планового и на его динамику; выявление путей и возможностей увеличения товарооборота, ускорения времени обращения товаров, нормализации товарных запасов и улучшения торгового обслуживания покупателей; разработка мер по ликвидации выявленных в процессе анализа недостатков в торговле и максимальному использованию установленных внутрихозяйственных резервов.
Во второй главе выпускной квалификационной работы дана организационно - экономическая характеристика ООО «Мобилочка» и проведен анализ основных технико - экономических показателей деятельности предприятия, а также дана оценка политики управления товарооборотом на предприятии.
В результате проделанной исследовательской работы во второй главе выявлено следующее. Организационная структура торгового предприятия линейная, что дает возможность четко разграничить обязанности каждого работника. Численность работников в 2011 году составила 54 человека. Предприятие имеет в собственности офисные помещения площадью 97 кв. м., торговые помещения площадью 114 кв.м. и арендуемые складские помещения площадью 28 кв. м.
Выручка предприятия постоянно возрастала: если в 2009 году она составила 51600 тыс. рублей, то в 2010 году она возросла на 16844 тыс. рублей или на 33%. В следующем, 2011 году темп роста выручки снизился, однако выручка возросла на 8206 тыс. рублей или на 12% по сравнению с показателем 2010 года.
Рентабельность продаж ООО «Мобилочка», рассчитанная по чистой прибыли, очень низкая, в 2011 году она составила 0,3%. Рентабельность капитала предприятия составляет 6,4% в 2011 году, что на 1,1 процентных пункта выше показателя 2010 года. Рост рентабельности считается положительной тенденцией деятельности предприятия, но руководству предприятия необходимо подумать о мерах по повышению рентабельности продаж.
С целью оценки эффективности политики управления товарооборотом ООО «Мобилочка» проведен анализ товарооборота по торговым точкам за последние три года и определен темп роста товарооборота по каждой торговой точке в 2010 и 2011 годах.