Оценка эффективности политики управления товарооборотом на предприятии
Из анализа показателей (см. табл. 9) можно сделать вывод о том, что структура товаров и предоставляемых услуг предприятия постоянно изменялась. Так, в 2009 году предприятие продавало только аксессуары, в его ассортименте не было сотовых телефонов, поэтому структура выручки предприятия состояла из выручки от продажи аксессуаров – на 79%, прием платежей – 19% и подключение к различным операторам связи – всего 2%. Начиная с 2010 года ассортимент предприятия пополнился сотовыми телефонами, что повлияло на структуру выручки предприятия: наибольший удельный вес в выручке предприятия - 68% стала занимать продажа сотовых телефонов, 1% от выручки - подключение, а 20% - выручка от продажи аксессуаров, прием платежей в 2010 году занимает 11% от общего объема выручки.
В 2011 году структура товарооборота также изменилась, увеличив удельный вес в выручке предприятия продажу сотовых телефонов до 75%, а удельный вес выручки от продажи аксессуаров снизился на 1% по сравнению с показателем 2010 года, удельный вес выручки от приема платежей снизился на 6% и составил 5% от общего объема продаж.
В результате анализа, проведенного во второй главе выпускной квалификационной работы можно сделать вывод о том, что руководство предприятия постоянно старается влиять на товарооборот предприятия, проводя политику расширения ассортимента продаваемой продукции и предлагаемых услуг населению. Также проводится политика увеличения торговых площадей предприятия за счет открытия новых торговых точек, что требует новых расходов на содержание помещений и новых работников предприятия. Методы, которыми расширяется сфера деятельности предприятия и достигается рост товарооборота, можно назвать экстенсивными, хотя действенными являются и некоторые интенсивные методы, такие как рост товарооборота на 1 работника, рост товарооборота на 1 торгового работника, а также изменение товарооборота на 1 кв. метр торговой площади. Считаю, что эффективнее было бы применить интенсивные методы увеличения товарооборота предприятия. С этой целью необходимо провести работу на тех торговых точках, которые в последний год показали ухудшение показателя товарооборота: на Центральном и Колхозном рынках.
С целью планирования различных мероприятий по продвижению продукции необходимо применять следующие прогрессивные методы исследования рынка: маркетинговые исследования путем тестирования потенциальных потребителей, исследование предложения конкурентов, исследование ассортимента сотовых телефонов на предмет выбора наиболее покупаемых, изучение поставщиков основной массы товарных запасов на предприятии на предмет выгодности условий поставки и качества продукции. Также необходимо периодически проводить опрос менеджеров и консультантов фирм при планировании товарооборота на следующий период. Кроме того, заработная плата работников торговых точек должна быть зависима не только от общего объема товарооборота, но и личных продаж, в случае, если работники прилагают дополнительные усилия для продажи конкретного вида неликвидного или очень дорогого товара.