Оценка эффективности политики управления товарооборотом на предприятии
Рисунок Сезонность товарооборота по кварталам за 2011 год
О снижении товарооборота можно проследить по изменению темпа роста цепных показателей по этим же месяцам, так темп роста товарооборота по цепным показателям наблюдался в сентябре и составил 118%, а в течение шести месяцев в 2011 году темп роста товарооборота наблюдался ниже 100% по отношению к показателю прошлого месяца, что говорит о недостаточно проведенных мероприятий по поддержанию в 2011 году показателя ежемесячного товарооборота хотя бы на уровне показателя предыдущего года, что привело к потерям в объеме товарооборота.
Рисунок Сезонность товарооборота по кварталам за 2009- 2011 год
В результате проведенного анализа рядов динамики можно сделать вывод о том, что самым неравномерным изменением товарооборота в течение года отличается 2011 год, несмотря на то, что общий размер товарооборота возрос по отношению к 2010 году и к 2009 году, необходимо изучить колебания товарооборота и найти причины резкого изменения показателей по конкретным месяцам. Исследование цепных показателей изменения товарооборота в течение последних трех лет дало нам полное представление о том, что развитие предприятия ООО «Мобилочка» в течении 2009 -2011 лет нельзя назвать планомерным. Резкие скачки показателей от периода к периода говорят о влиянии многих факторов на изменение товарооборота, в том числе сезонности продаж.
Цепное изменение объема товарооборота можно выразить графически (см. рис. 2).
Рис. 2. Динамика товарооборота ООО «Мобилочка» за 2009-2011гг
Определим общую тенденцию товарооборота методом укрупнения интервалов (см. табл. 7). Укрупнение товарооборота проведем по полугодиям из предыдущих расчетов. В результате расчетов можно проследить динамику изменения товарооборота по полугодиям за изучаемый период. В основном в течении всех трех лет товарооборот планомерно увеличивался, за исключением второго полугодия 2010 года, когда произошло резкое снижение товарооборота по сравнению с первым полугодием 2010 года и приблизился по значению к 1 полугодию 2009 года.
Таблица 7
Определение общей тенденции товарооборота методом укрупнения интервалов
Показатели 2009 г., тыс. руб |
Показатели 2010 г., тыс. руб |
Показатели 2011 г., тыс. руб | |||
1 полугодие 2009г |
2 полугодие 2009г |
1 полугодие 2010г. |
2 полугодие 2010г. |
1 полугодие 2011г. |
2 полугодие 2011г. |
24300 |
27300 |
33224 |
24750 |
36580 |
40070 |
Изменение укрупненного показателя товарооборота можно показать графически (см. рис.3)
Товарооборот организации зависит от такого фактора, как размер торговой площади. Каждая торговая точка, зарегистрированная в налоговой инспекции, имеет свою торговую площадь.
Рис. 3. Динамика товарооборота по ООО «Мобилочка» за 2009 - 2011 гг.
Проведем расчеты товарооборота с учетом торговой площади по всем торговым точкам. Общая торговая площадь по всем торговым точкам по предприятию ООО «Мобилочка» составляет 114 кв. м (см. табл.8).