Понятие товарооборота и его структура
Оптовый товарооборот классифицируется, как правило, по:
- назначению;
- форме организации товародвижения.
В зависимости от назначения оптовый товарооборот подразделяется на:
- оптовый товарооборот по реализации;
- внутрисистемный товарооборот.
Оптовый товарооборот по реализации - это отпуск товаров предприятиям розничной торговли, массового питания, поставки внерыночным потребителям, на экспорт или по клирингу.
Внутрисистемный товарооборот - это отпуск товаров одними оптовыми предприятиями по поручению других непосредственно рыночным и внутри рыночным потребителям. Внутрисистемный оптовый товарооборот, как правило, используется для маневра товарными ресурсами и присущ крупным коммерческим структурам.
Таким образом, оптовый товарооборот по реализации характеризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а внутрисистемный товарооборот - движение товаров между звеньями оптовой торговли. Сумма двух видов оптового товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот.
В зависимости от организации товародвижения каждый из двух видов оптового товарооборота делится на [21, c.160]:
- складской;
- транзитный.
Складской оптовый товарооборот - это продажа товаров со складов оптовый торговых предприятий. Транзитный товарооборот - это поставка товаров производителями непосредственно розничной торговле, минуя складские звенья.
Транзитный оптовый товарооборот в свою очередь подразделяется на:
- транзитный товарооборот без участия в расчетах;
- транзитный товарооборот с участием в расчетах.
Иными словами, торговое предприятие участвует в процессе товарообмена либо как посредник, получающий за организацию продвижения товара комиссионное вознаграждение, либо как собственник, оплативший стоимость товара. Сумма складского и транзитного товарооборота с участием в расчетах составляет оптовый товарооборот с участием в расчетах.
Товарная структура розничного товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы. При дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры товаров.
Структура продовольственных товаров состоит из следующих ассортиментных групп [21, c.136]: мясо и мясопродукты; рыба и рыбопродукты; жиры; молоко и молочные продукты и т.д.
Структура непродовольственных товаров состоит из следующих ассортиментных групп: ткани; одежда, белье, головные уборы, меха; трикотажные и чулочно-носочные изделия; обувь; бытовая техника; галантерея; товары культурно-бытового назначения и др.
Существует система показателей товарооборота. К показателям, характеризующим товарооборот торговой компании относятся [20, c.344]:
- объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах рассчитывается по формуле (1):
Т= v * Ц, (1)
где Т- объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;
v- фактическое количество проданных товаров, шт.;
Ц- текущие цены, руб.;
- объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых ценах, который рассчитывается по формуле (2):
Т= Т/ J, (2)
где Т- объем товарооборота в сопоставимых ценах, тыс. руб.;
Т- объем товарооборота в текущих ценах, тыс. руб.;
J- официальный индекс инфляции;
- ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (руб., проценты), рассчитывается как удельный вес в общем товарообороте на конкретный момент времени и выражается в процентах в общем товарообороте;