Понятие товарооборота и его структура
Одним из основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот - процесс обмена товаров на деньги. На макроуровне товарооборот определяется как стоимость товарной массы, денежная выручка продавцов и одновременно - расходы покупателей на приобретение товаров. Товарооборот на микроуровне определяется объемом денежной выручки предприятия за проданные товары. Владелец товара - торговое предприятие - за деньги продает товар в собственность другому юридическому или физическому лицу. Товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:
- товара как объекта продажи;
- продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.
Товарооборот торгового предприятия можно рассматривать [30, c.112]:
во-первых, как результат деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект;
во-вторых, (в социально-экономическом аспекте) как показатель товарного снабжения населения, один из показателей уровня жизни (по классификации ООН розничный товарооборот относится к показателям, характеризующим уровень жизни).
В торговом предприятии объем товарооборота может быть определен как сумма выручки от реализации товаров по всем субъектам торговой деятельности с группировкой субъектов «по каналам реализации». Группировка субъектов спроса будет при этом вторичной, так как покупатели сплошному статистическому наблюдению не подвергаются, а продавцы не отчитываются в том, кому продан товар, за некоторым исключением.
Различают розничный и оптовый товарооборот.
Розничный товарооборот - это передача товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товаров завершается - товар поступает в сферу потребления.
Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящий в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой - сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребность предприятий в материальных и трудовых ресурсах, характеризует развитие розничной торговой сети.
Согласно Инструкции Госкомстата Российской Федерации розничным товарооборотом является продажа товаров населению; кроме того, в розничный товарооборот включается продажа товаров организациям, учреждениям, предприятиям для обслуживаемых ими контингентов населения [31, c.24]. Розничный товарооборот как статистический показатель отражает объем продажи товаров населению через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках.
Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.
Показатель розничного товарооборота классифицируется по видам продаж [21, c.69]:
- выручка от продаж продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, с использованием автоматов, в развозной и разносной торговле;
- товарооборот предприятий внедомашнего питания, состоящий из оборота по продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку;
- выручка от реализации медикаментов в аптеках;
- выручка от реализации книг и газет, журналов, в том числе и по подписке, и др.
Необходимо четко различать понятия «состав» и «величина» товарооборота: состав товарооборота складывается из различных видов продаж, а величина - из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).
Оптовый товарооборот - это продажа товаров торговыми предприятиями предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом обороте товар реализуется для последующей перепродажи или переработки [16, c.249].