Анализ и тенденции социально-экономического развития республики Беларусь
Требует решения проблемы избыточного уровня налогов и внебюджетных сборов, которые представляют собой совокупное давление государственных финансов на экономику, особенно в малом бизнесе, характеризующимся низкофондо- и капиталоемкостью. При этом необходимо снизить долю косвенных налогов, которые позволяют товаропроизводителям перекладывать налоговое бремя на потребителей, способствуя росту цен и инфляции. Это обесценивает и доходы предприятий, и налоговые поступления, и бюджет. В результате существующее налогообложение реально не обогащает бюджет и в слабой степени связано с денежно-кредитной политикой государства.
Существующая в стране сеть банков не отвечает современным требованиям социально-экономического развития страны. Не имея резервов усилить банковскую систему за счет качественного роста экономики, в последнее время предпринимаются меры структурного характера. Введены повышенные требования к минимальному размеру собственного капитала коммерческих банков. В частности, для получения генеральной лицензии их собственный капитал должен составлять не менее 5 млн. евро, а лицензии на работу с населением - не менее 10 млн. евро. По состоянию на 1 марта 2002 г. собственный капитал в размере не менее 5 млн. евро сформировали 17 коммерческих банков из 22 действующих (исключая банки, работающие на территории СЭЗ и Белорусский биржевой банк). Банки, не достигшие собственного капитала в сумме 10 млн. евро, вынуждены будут возвращать вклады населению и прекратить данное направление своей деятельности.
Субъекты хозяйствования всех форм собственности страдают от неэффективной фискальной политики. В республике действуют до 40 различных налогов и платежей, множество льгот и привилегий. В результате несут потери предприятия и, как следствие, государственный бюджет. За 2001 г. задолженность по платежам в бюджет возросла в 3,2 раза и составила на 1 января 2002 г. 134,2 млрд. рублей.
Особенностью исполнения бюджета в 2001 г. явилось перераспределение статей расходов с тем, чтобы довести среднемесячный размер заработной платы в бюджетной сфере до уровня, эквивалентного 100 долл. США (в основном за счет уменьшения бюджетного финансирования инвестиций и субсидий). В 2001 г. государственный бюджет был исполнен с дефицитом в 1,7% от ВВП (против 0,6% в 2000 г.).[22] Почти весь его размер был профинансирован за счет инфляционного источника - эмиссии и кредитов Национального банка.
В 2001 г. происходило опережение роста денежных доходов населения и фонда оплаты труда по сравнению с ВВП. Эта тенденция (без снижения в структуре затрат стоимости материалов, топлива, энергии) негативно отразилась на состоянии валютного и кредитного рынков, финансовом положении предприятий и исполнении бюджета. В структуре использования денежных доходов населения доля покупки иностранной валюты за 2001 г. выросла до 13,3%. Объем покупки населением иностранной валюты в банках страны в 2001 г. превысил объем продаж примерно на 430 млн. долл. США. При этом значительная часть этой разницы идет на приобретение импорта, т.е. происходит стимулирование зарубежного товаропроизводителя.
Динамичное развитие экспорта не вызвало адекватного развития реального сектора экономики - финансовое состояние предприятий ухудшилось. Низкий уровень рентабельности предприятий, а также недостаточная инвестиционная база не позволили продвинуться им в решении проблем расширения рынков сбыта продукции и сокращения просроченной внешней задолженности.
Важнейшим средством повышения эффективности экономики страны является активизация инвестиционной деятельности и, в частности, использование прямых иностранных инвестиций - единственного инструмента, не связанного с увеличением долгового бремени государства при привлечении капитала в экономику. Однако объем иностранных инвестиций в стране пока незначителен. В последние годы приток их имеет тенденцию к снижению. Так, перспективы увеличения прямых инвестиций связываются в основном с ходом выполнения одного инвестиционного проекта - строительством газопровода «Ямал - Западная Европа». Однако этот проект не может кардинально повлиять на ситуацию из-за снижения объема инвестиций. Низкий удельный вес иностранных инвестиций в ВВП страны (в пределах 6-8%[23]) говорит о том, что экономический рост в ней достигается за счет внутренних экстенсивных факторов практически без дополнительных источников развития.