Методологические основы формирования социально ориентированной рыночной экономики в Беларуси
- развитие разных форм собственности и хозяйствования, обеспечение их экономической свободы и равноправности;
- финансовое оздоровление экономики, улучшение состояния платежного баланса и увеличение валютных резервов, преодоление инфляционных процессов на основе проведения гибкой бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, постепенного отхода от затратной модели ценообразования;
- активизация структурной перестройки экономики на основе ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и производств, а также развития сферы услуг;
- обеспечение производства конкурентоспособной и социально значимой продукции на основе ускорения структурных преобразований, реструктуризации предприятий, качественного обновления основных фондов и государственной поддержки инновационной и инвестиционной деятельности;
- внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;
- ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования жилищного строительства (системы строй сбережений, строй накоплений, ипотечного кредитования);
- расширение государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создание условий для привлечения частного капитала;
- превращение национального рынка в часть мирового хозяйства на основе дальнейшей интеграции Беларуси в систему международного разделения труда, формирования эффективных межгосударственных холдингов и других интеграционных образований.
В итоге вырисовываются следующие контуры формирования модели социально-экономического развития Республики Беларусь.
Во-первых, эта модель должна быть социально ориентированной смешанной рыночной экономикой, которая гармонично сочетает антитоталитарный механизм социального рыночного хозяйства и макроэкономическое регулирование.
Во-вторых, она должна предусматривать, с одной стороны, развитие частного сектора экономики, а с другой — существование государственного. При этом преобладание государственного сектора не должно означать каких-либо особых для него льгот, преимуществ или исключительных прав. Вместе с тем курс на скорейшее становление частного сектора не должен означать искусственный и форсированный раздел государственных предприятий, их немедленную передачу в частные руки. Главными критериями здесь должны быть экономическая и социальная эффективность.
В-третьих, в ближайшем будущем экономика Республики Беларусь не может быть ничем иным, кроме как экономикой, управление которой будет представлять единство государственного регулирования экономических процессов и рыночного саморегулирования. Причем ослабление и сужение сферы макро регулирования должно происходить только по мере становления и нарастания рыночного саморегулирования в его цивилизованных формах.
В-четвертых, усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций в сфере экономики должно происходить в сочетании с аналогичным усилением роли государства в социальной сфере.