Методологические основы формирования социально ориентированной рыночной экономики в Беларуси
В основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы и Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь определены концептуальные теоретические основы социальной рыночной экономики.
Социально ориентированная рыночная экономика - это высокоэффективная открытая экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение - нетрудоспособным (престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми); эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод - всем гражданам.
Такая экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы и ответственности предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально незащищенных слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами нанимателей.
Основную роль субъекта, направляющего и регулирующего переход к новому экономическому строю в Республике Беларусь, берет на себя государство. Оно определяет правовое поле, политико-административные условия, экономическую политику, включая развитие государственной и частной собственности, создание конкурентных условий, а также инновационную, структурно-инвестиционную, бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, ценовую и кадровую политику.
В процессе перехода к социально ориентированной рыночной экономике должны произойти изменения не только в соотношении экономических и административных методов управления, но и в самом экономическом механизме, включая и усиление механизма межгосударственного регулирования.
Для эффективного развития страны недостаточно создать необходимые экономические и технико-технологические условия. Требуется активное участие государства в качестве партнера в реализации субъектами хозяйствования этих условий, так как общественное благосостояние не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы с ее изъянами в области распределения ресурсов при решении социальных и экологических проблем и безопасного развития страны.
Стратегией трансформации государства на перспективу должно стать усиление его роли в поддержании экономического и социального благосостояния; сочетание и гармонизация различных механизмов рыночного, государственного и общественного регулирования для обеспечения стабильного развития на основе надежных гарантий в исполнении законов, партнерства, активного участия граждан в формировании государственной политики через различные общественные группы и государственные институты.
Для реализации этого стратегического направления следует уточнить круг выполняемых государством функций по:
- обеспечению устойчивого роста уровня жизни населения, особо важных экономических и социальных потребностей общества;
- обеспечению гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;
- созданию условий для устойчивого социально-экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики на основе формирования устойчивой макроэкономической ситуации;
- поддержке инноваций и инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности экономики республики;
- проведению активной внешнеэкономической политики, направленной на развитие многовекторных интеграционных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
- созданию необходимых условий для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма;
- поддержке социально незащищенных групп населения;
- охране окружающей среды и улучшению экологической ситуации;
- обеспечению национальной безопасности страны.
Таким образом, социально ориентированная рыночная экономика должна сочетать: условия для развития конкурентной экономики и элементы экономического регулирования рынка государством; сильную государственную политику, направленную на повышение эффективности экономики и обеспечение социальной справедливости в обществе; неприкосновенность и поддержку частной собственности, и обеспечение ее сосуществования с эффективным государственным сектором экономики. Основными средствами реализации приоритетов и задач социально-экономического развития Республики Беларусь до 2005 г. должны быть: